Василий Ершов: почему умер в одиночестве создатель первого в России частного детдома и «отец» для сотен детей-сирот

Василий Ершов стал заботливым отцом для сотен сирот. Многим он дал свою фамилию, сам шил для ребят одежду, изготавливал валенки и не просил никакой помощи от государства. Мужчина вырастил достойных людей, ставших учителями, инженерами, врачами, но сам умер в одиночестве и забвении.

Василий Ершов появился на свет в крайне бедной семье, где кроме него было еще 13 детей. С малых лет работал с отцом в поле, потом был подпаском, а чуть позже стал учеником портного. Закончил всего один класс, но за это время научился читать и все свободное от работы время проводил за книгами. После армии уехал на золотые прииски на Алтай — очень уж хотелось вырваться из нищеты. Там освоил сельское хозяйство, женился, но первенец умер. Жена больше детей не хотела. Василий решил помогать беспризорникам, но в какой-то момент понял, что им нужна не разовая помощь, а системная.

Создание детского приюта

В селе Алтайском осенью 1909 года мужчина обзавелся домом для приюта и взял на воспитание сначала двух детей, а затем еще двух. В детдом стали приводить ребят со всей округи. Но у Василия Степановича не было столько финансовых ресурсов, чтобы содержать всех — он рассчитывал только на те деньги, которые заработал собственным трудом. Затем начал приучать ребят к труду — они вместе стали работать в поле.

Рядом с детдомом «Муравейник» Ершов сам сделал пруд. Для этого осушил болото, а для ручья проложил новое русло. Заселил водоем карасями и купил лодку, чтобы катать детей. У них были и деревянные лошадки, и велосипеды, и различные игрушки. Сам шил одежду — все подопечные были хорошо одеты.

Порядки в детдоме

Все свои знания Ершов передавал воспитанникам — они умели и коров доить, и в огороде работать, и мастерить, и шить. Для младенцев создали отдельную группу — ей занималась воспитательница в тандеме со старшими девочками. Все дети за труды получали деньги — так Ершов приучал их к зарплате. На заработанную сумму ребята могли себе что-то купить или сходить в кино. Все, что оставалось от накопленных за годы денег, Василий выдавал выпускникам детдома, чтобы они могли начать взрослую жизнь не с пустыми руками.

Начало конца

О деятельности Василия Ершова писали в газетах, его награждали многочисленными дипломами. В раисполкоме даже дали разрешение на захоронение мужчины на территории детдома после смерти — он хотел быть с детьми и после своей кончины. Все изменилось, когда пошатнулось здоровье Ершова, — ему пришлось взять на работу заведующую. В это же время стали выдавать на каждого ребенка содержание из госбюджета в размере 700 рублей. Заведующая, Зоя Поликарповна Устинова, стала набирать сотрудников и делала все, чтобы побольше денег прибрать к рукам. Затем она и вовсе уволила Ершова с должности инструктора по труду, правда, после первой же жалобы в раисполком его восстановили. Но заведующая не остановилась и отправила Василия в Бийский дом персональных пенсионеров — мужчина был слишком слаб, чтобы сопротивляться. Он приезжал в «Муравейник», но его уже не пускали. От тоски за своим детищем, которому была посвящена вся жизнь, Ершов умер и был похоронен на обычном кладбище в селе Алтайском — вдали от своего «Муравейника».

 

Выбор редакции