Исаак Бабель в «Одесских рассказах» писал, что когда еврей садится на коня, он перестает быть евреем. «Сын Израиля» становится казаком. Зачем евреи бросали своих и шли в казацкие общины?
Евреи в казачестве были и это исторически подтвержденный факт. Некоторых даже внесли в списки приписного казачества. Гетманская администрация пошла на такой шаг, чтобы поблагодарить «сыновей Израиля» за участие в кредитовании промышленного производства, торговли и благотворительности.
Зачем евреи становились казаками?
Историк Саул Боровой придерживался мнения, что у евреев были те же самые причины для того, чтобы примкнуть к казаческой общности, как и у представителей других народов. Дело в том, что казак мог жить свободно и не подчиняться запретам, которые накладывало государство. Даже в переводе с тюркского казак означает «вольный человек». Эта привилегия казацкой общности приманивала не только евреев, но и представителей иных этносов.
Кроме вольницы были и другие причины, которые привлекали евреев в казачестве. Например, кто не нашел своего места в иерархии еврейского общества, хотел отыскать его в казачьем обществе. Иудеев селили на задворках Российской империи и они не имели права покидать территорию, которая им была отведена. Людям же хотелось относительной свободы, а она царила в казачьей среде.
Как происходило присоединение к казакам
Таким образом, евреев настолько замучили бесчисленные общественные табу, что они в поисках лучшей доли с радостью вливались в новый социальный быт. Иудеи начинали заниматься военным делом и полностью погружались в жизнь казацкого общества. Многие евреи при переходе в казачество уже знали традиции и порядки, поскольку ранее соприкасались с казацким войском в качестве торговцев.
Кого из евреев брали в казаки
Невозможно точно подсчитать количество евреев, которые вступили в ряды вольного казачества. Принимали тех, кто имел крепкое желание стать воином Христовым, исповедовать православную веру и хоть немного понимать язык. Евреи в казачьем сообществе присутствовали как в полках, так и в командном составе.
С особой радостью брали в казаки тех «сыновей Израиля» , которые отличались грамотностью и образованностью. Их ставили на должности писарей, экономистов, управленцев и дипломатов. Евреи управляли хозяйственной деятельностью внутри казацкого общества, а также помогали вести переговоры с иностранцами. Тем, кто приносил пользу в решении торгово-финансовых и снабженческих проблем, позволяли сохранять иудейское вероисповедание. Остальных заставляли отказываться от иудаизма в пользу христианской веры.