Религия пугала, однако не способствовала развитию цивилизаций – исследователи

Международная команда исследователей установила, что религия не помогает обществу становиться более нравственным.
Гипотеза про «морализующих богов» утверждает, что именно их появление со своими правилами содружества и милосердия позволило человеческому сообществу эволюционировать. Однако новые данные свидетельствуют, что появление карательных сверхъестественных сил не является главным фактором, а всего лишь следствием высокоорганизованного общества.
Известно, что идея о сверхъестественных силах, которые наказывали за свою обиду и оскорбление, является очень распространенной в глобальной истории. Но только в последние тысячелетия наблюдается значительное распространение просоциальных религий, которые содержат в себе морализирующих высших богов (например: авраамичного Бога) или общее понятие сверхъестественного наказания как такового (например, карма в буддизме). Такие божества наказывают людей за плохое отношение друг к другу.
Значительное количество ученых считают, что именно это верование стало основным фактором, обеспечившим развитие цивилизации. Потому что в таких религиях боги выступают наставниками людей, которые заставляют обращаться милосердно и толерантно. Гипотеза морализирующих богов заключается в том, что без этических установок сверхъестественных сил люди не могли бы сотрудничать на достаточном уровне для построения сложного общества.
Однако команда ученых, возглавляемая Харви Уайтхаус из Оксфордского университета, провела масштабное исследование на эту тему. Их выводы не согласуются с вышеупомянутой гипотезой.
Сбор информации
В ходе опыта ученые проанализировали данные о более чем 414 социальных группах, которые проживали в 30 географических регионах по всему миру за последние 10 000 лет. Для каждой из этих сотен обществ были проанализированы социальная структура, религия и другие сферы жизни. Все это огромное количество информации было получено из глобальной исторической базы данных Seshat: Global History Databank. Чтобы исследовать уровень развития каждой из популяций, было использовало 51 характеристику социальной сложности, а также 4 характеристики для определения наличия в культуре «сверхъестественного принуждения» к этичности.
Во всех группировках из 30 регионов присутствовали верования в сверхъестественные силы, о чем свидетельствует факт проведения ритуалов. Однако для 10 регионов мира не было найдено доказательств существования морализирующих богов до периода колонизации.
Наиболее раннее появление верования в карательного бога фиксируется в Египте примерно 4800 назад. После этого спорадически начали появляться локальные религии в Евразии: в Месопотамии, примерно 4,2 тысячи лет назад; в Анатолии 3500 лет назад; в Китае – около трех тысяч лет назад. В первом тысячелетии нашей эры появились распространенные сегодня зороастризм, буддизм, христианство и ислам.
Кто создал кого?
Логическим следствием гипотезы морализирующих богов является вывод, что социальная сложность должна расти после появления в культуре таких сверхъестественных сил. Поэтому ученые проанализировали информацию из 12 регионов, данные о социальной структуре в которых были известны как до, так и после появления морализирующих богов. Но оказалось, что рост социальной сложности происходил в 5 раз быстрее до появления новой религии, чем после нее.
Опыт ученых также показал, что появление концепции морализирующих богов обычно не предшествует росту социальной сложности, а наоборот – следует за ним. В 10 из 12 регионах мира переход к новому верованию происходил примерно через сто лет после становления мегаобщества, в котором количество населения превышает миллион человек. К тому же, такую концепцию развивают большинство обществ, которые превзошли обычный порог сложности.
Предполагается, что если боги, которые принуждают к морали, не являются факторами эволюции в сложные общества, то они могут служить культурной адаптацией. Это могло облегчить взаимодействие и толерантность, например, в большой мультиэтнической популяции.

Часто верование в морализирующих богов распространялось, когда великие империи захватывали меньшие общества, например после захвата инков испанскими конкистадорами. Совместные ритуалы создают коллективную идентичность и чувство принадлежности, которые действуют как социальный клей, заставляя людей вести себя более сплоченно. В сложном обществе то, как человек поклоняется, может быть важнее того, кому он поклоняется.

Комментарии

Ваше мнение

Выбор редакции