Графа Льва Толстого, как правило, представляют человеком строгих моральных принципов, который был наделен необычайной мудростью. Несмотря на аристократическое происхождение, он не брезговал и крестьянским трудом. Писал великолепные книги. Получается, что Толстой был положительным во всех отношениях человеком. Но этот образ имеет мало общего с реальным графом.
Льву Николаевичу не была чужда похоть, а также неумение держать язык за зубами. Например, однажды он был в гостях у Афанасия Фета, где также находился и Иван Тургенев, который искренне восхищался тем, что его внебрачная дочь зашивает одежду бедняков по принуждению гувернантки. Толстой бесцеремонно заметил, что разряженная девушка играет неискреннюю, театральную сцену, когда зашивает грязные и зловонные лохмотья. Тургенев был возмущен и потребовал дуэли. Фету чудом удалось примирить стороны.
Толстой спокойно относился к внебрачным детям и адюльтеру. Писатель никогда не забывал о своем аристократическом происхождении, поэтому всегда ходил в обуви (сапогах из тонкой кожи), даже при занятии крестьянским трудом. Предпочитал хорошую одежду, например, рубахи ему шили из натурального шелка.
Противоестественный настойчивый интерес к смерти
Процесс умирания завораживал Льва Толстого. Например, он часами вглядывался в лицо умирающей дочери Марии и сына Ивана. В эти моменты он чувствовал просветление. Наблюдение за умирающим человеком дарило писателю умиротворение.
Известен случай, когда Толстой стал ежедневно навещать умирающую жену художника Сурикова, чтобы удовлетворить свой интерес. Он настойчиво выспрашивал у женщины, какие ощущения она испытывает на пороге смерти. Художнику пришлось выгнать Толстого из дома в один из очередных визитов и запретить его принимать когда-либо в будущем.
Сексуальные развлечения
Толстой не был сторонником высокой морали. Он считал, что все интересы представительниц женского пола сводятся только к «половой любви», а главная их задача — рождение детей. Единственная идеальная женщина, которую Лев Николаевич боготворил, была его мать. Правда, она умерла, когда будущий писатель был еще слишком мал, чтобы хорошо ее запомнить.
Издевательства над женой
В 34 года писатель женился на 18-летней Софье. Накануне свадьбы он заставил ее прочитать свои личные дневники, где было рассказано обо всех его сексуальных приключениях. Из записей девушка узнала, что была у него связь с крестьянкой Аксиньей (уже в момент ухаживаний за Софьей), которая продолжала жить в имении вместе с сыном, рожденным от Льва Николаевича. Толстой считал, что Софья должна об этом всем знать, а она не могла понять, зачем ей нужно было проходить через такое унижение, и как теперь жить с этой информацией.
Кстати, сама Софья очень болезненно восприняла прочитанное. Для нее это было так ужасно, что девушка не могла смириться с таким прошлым новоиспеченного супруга. Каждый раз, когда он ее целовал, в памяти возникали события из холостой жизни Льва Николаевича.
После первой брачной ночи Толстой коротко написал в дневнике: «Не она». А Софья страдала, ведь видела, что мужу до нее нет никакого дела. Лев заставлял ее переписывать все его многочисленные черновики и рожать детей без остановки.
За годы брака Софья родила 13 наследников и была крайне истощена. Врачи настаивали на том, что она должна прекратить беременеть, но Лев лишь отмахивался — если жена перестанет рожать, то он вообще не видит смысла в браке. Софья Андреевна подчинила всю свою жизнь интересам мужа, а в ответ сам Толстой боготворил супругу Достоевского и открыто говорил, что считает ее идеалом женщины (вторым по счету после матери).
Лев Толстой был сложной личностью, чьи моральные принципы не всегда соответствовали его действиям. Несмотря на высокий идеализм в своих произведениях, его повседневная жизнь и отношения с близкими были далеко не столь безупречными.