В Америке старшеклассник нашел скелет детеныша динозавра

В штате Юта был обнаружен наиболее полный скелет паразауролофа или утконосого динозавра, легшего в основу наиболее полной 3D-модели доисторического существа, находящейся в свободном доступе (сайт http://dinosaurjoe.org/). Первым кости под камнями заметил Кевин Террис – старшеклассник, приехавший в штат в составе экспедиции от Палеонтологического музея Рэймонда Альфа в 2009-м. Это – не единственная находка ребенком скелета динозавра, сделанная в этом году. В Великобритании Дейзи Морис (9 лет), обнаружила на пляже останки Vectidraco daisymorrisae. Как отмечают, скелет данного вида динозавров найден впервые. Ящер был назван в честь обнаружившей его девочки.

Террису в этом плане повезло меньше, найденного им паразауролофа назвали Джо. На улаживание бюрократических формальностей, извлечение и очистку скелета ученым потребовалось еще более года. Результаты исследования останков были опубликованы только в конце октября 2013-го.

В частности, было установлено, что возраст динозавра мог не превышать одного года. Длина ящера составляла порядка 2,5 м, а гребень – средство коммуникации утконосых динозавров, был еще не полностью развит и представлял собой только шишку. Для сравнения, взрослый паразауролоф мог достигать в длину 12 метров.

Ученые поняли, зачем утконосым динозаврам требуется гребень еще в 2008 году. Благодаря компьютерной томографии было проанализировано его строение и создана модель черепа и нароста, воспроизводящая звуки, которыми доисторические ящеры общались между собой. Конструкция гребня позволяла им воспроизводить низкое гудение.

В ходе исследований также было установлено примерное время, когда жил детеныш паразауролофа. По мнению ученых, Джо скончался порядка 75,5 миллионов лет назад.

Учитывая временной период, останки динозавров далеко не всегда доходят до современных ученых «полным комплектом». Повреждения, нахождение вместе нескольких скелетов и пр. значительно затрудняет их идентификацию и «сборку». Находки, подобные Джо, упрощают задачу и позволяют исследовать динозавров на разных стадиях развития.