Королевская шведская академия наук объявила в Стокгольме имена победителей Нобелевской премии 2019 по физике. Награду разделили между несколькими ученых.
• Одну половину награды получил Джеймс Пиблз за теоретические открытия в физической космологии;
• вторую половину разделят между собой Мишель Майор и Дидье Кело за открытие экзопланеты, вращающейся вокруг звезды солнечного типа.
Джеймс Пиблз родился в 1935 году в Канаде и работает в Принстонском университете. 77-летний профессор астрономии Мишель Майор и 53-летний астрофизик Дидье Кело – швейцарцы, оба работают в Университете Женевы. Кело также работает в лаборатории Кавендиша в британском Кембридже.
Председатель Нобелевского комитета Матс Ларссон, выступая с речью, сообщил, что теоретические открытия Джеймса Пиблза позволили трактовать результаты исследования космического микроволнового излучения, а открытие экзопланеты Майором и Кело в 1995 году «навсегда изменило наш взгляд на место Земли во Вселенной».
Член Нобелевского комитета Ульф Даниельсон прочитал небольшую лекцию о том, в чем заключается важность открытий ученых, отмеченных Нобелевской премией этого года.
По его словам, Вселенная, который находился в горячем и плотном состоянии, около 14 миллиардов лет назад начала расширяться, и сейчас только 5% энергии Вселенной имеют форму обычной материи вроде космических тел или живых существ. Зато 26% составляет еще загадочная для ученых темная материя, еще 69% — темная энергия, которая заставляет галактики Вселенной удаляться друг от друга.
Ученый показал коллегам и журналистам чашку черного кофе, на ее примере демонстрируя, о чем идет речь.
«Вселенную можно сравнить с чашкой кофе. В основном она, конечно, содержит кофе. Это темная энергия. Затем – определенная доля сливок – это темная материя. А сейчас добавим крохотную горстку сахара. Это – обычная материя. Вот что исследовала наука тысячу лет – до этого момента», — рассказал Даниельсон.
По его словам, Джеймс Пиблз понял еще в 1960-х важность космического микроволнового излучения, когда его открыли, и в течение следующих 20 лет разработал теоретические инструменты для исследования темных компонентов Вселенной.
«Благодаря его работе и новым способам исследовать и измерять нашу Вселенную, космология развилась в науку точности, базирующуюся на математическом фундаменте. Космология выросла до физической космологии», — пояснил профессор.
Зато Мишель Майор и Дидье Кело, по его словам, получили Нобелевскую премию за исследования именно «сахара в чашке» — открытия экзопланеты на орбите другой звезды солнечного типа.
Эта планета находится на расстоянии 50 световых лет от Земли. Она вращается вокруг звезды в созвездии Пегаса. Ученые определили, что цвет звезды меняется в зависимости от расстояния – становится более голубым при приближении к ней и красным – когда она удаляется.
«Изменение незначительное, и нужны внимание и мастерство, чтобы ее заметить – и вот результат. Это открытие первой планеты на орбите иной звезды типа Солнца. Планета имеет неожиданные свойства – она находится так близко к своему солнцу, что ее год длится не более чем несколько земных дней. Ее температура – 1000оС, размером она с Юпитер. Мало кто ожидал, что такая планета может существовать. Мы думали, что другие солнечные системы похожи на наши собственные, но мы ошибались», — рассказал Даниельсон.
Посредством изучения экзопланет, добавил Даниельсон, человечество может узнать больше о природе их формирования и развития, что позволяет под новым углом посмотреть на саму Землю.
«Лауреаты Нобелевской премии этого года смогли изобразить картину Вселенной гораздо более странной и невероятной, чем мы когда-либо могли себе представить. Наш взгляд и место во Вселенной никогда снова не будут такими, как раньше», — подытожил член Нобелевского комитета по физике.
Один из лауреатов, Джеймс Пиблз, с которым удалось связаться по телефону, рассказал, что ученые до сих пор не имеют четкого ответа на вопрос о природе темной материи.
«Хотя мы достигли значительного прогресса в понимании натуры эволюции нашей Вселенной, все еще есть много открытых вопросов, в том числе и того, что вы (журналист – ред.) спросили: что такое темная материя? Это Эйнштейновская космологическая константа. Очень иронично, что Эйнштейн представил понятие, которое мы знаем как темную материю, ранее известную как космологическая константа Эйнштейна, и изменение названия мало что значит – мы все еще не знаем, что это», — пошутил ученый.
Справка
Нобелевский комитет рассылает предложения номинировать кандидатов еще в сентябре, за год до присуждения премии. В сентябре следующего года комитет отчитывается о полученных и проработанных предложениях перед Шведской королевской академией наук.
Право предлагать номинантов по физике и химии имеет около 3 тысяч человек, среди них:
• шведские и зарубежные члены Королевской шведской академии наук;
• члены Нобелевского комитета по физике;
• лауреаты Нобелевской премии по физике предыдущих лет;
• штатные профессора физики в технологических университетах и институтах Швеции, Дании, Финляндии, Исландии и Норвегии, в частности профессора Каролинского института в Стокгольме;
• штатные профессора не менее шести других университетов или университетских колледжей в университетах других стран мира, которых отбирает Академия наук;
• ученые, от которых Академия также считает уместным принять предложения.
Никто не может номинировать на Нобелевскую премию самого себя.
С 1901 года Нобелевскую премию по физике вручили 113 раз, ее получили в общей сложности 212 человек. В 47 случаях награда досталась одному ученому, 32 премии разделили между собой два лауреата и 34 – три.
Информация о номинантах является засекреченной в течение 50 лет. Сейчас в архиве Нобелевского комитета раскрыты данные о номинантах первой половины ХХ века. В области физики с 1901 по 1966 год их было 2777.
Среди 212 лауреатов Нобелевской премии по физике – три женщины: Мария Кюри (1903 год), Мария Ґепперт-Майер (1963 год) и Донна Стрикланд (2018).
Лишь один физик Джон Бардин получал эту награду дважды: в 1956 году за изобретение транзистора и в 1972-м – за исследования в области сверхпроводимости.
Самому молодому лауреату, Уильяму Лоренсу Брэгг было 25, когда он получил Нобелевскую премию на пару со своим отцом сэром Уильямом Генри Брэгг (1915 год). Самый старший – Артур Ёшкин – получил награду в 96 лет в 2018-м.
В 2018 году солауреатами Нобелевской премии по физике стали Артур Ёшкин (США), Донна Стрикланд (Канада) и Жерар Мур (Франция) за «прорывные изобретения в области лазерной физики».