Ученые вырастили мини-мозг и наблюдали у него активность нейронов

Японские ученые вырастили в лабораторных условиях своеобразный мини-мозг. Материалом для строительства послужили плюрипотентные стволовые клетки, то есть такие клетки, которые можно превратить в любые живые ткани, разместив в специальной среде.

У этого мозга не было ни кровеносных сосудов, ни других тканей, характерных для обычного мозга, только ткани с нейронными клетками. И эти клетки оказались способны создавать сеть, которая функционирует.

При этом японские ученые уверяют, что речь ни в коем случае не идет о мыслительном процессе, а показана только «базовая нейронная активность».

Команда во главе с исследователями Киотского университета опубликовала свою работу по мини-мозгу на этой неделе в журнале «Reports Stem Cell».

«Поскольку подобные эксперименты позволяют создавать имитацию развитого мозга, это можно использовать для изучения сложной области развития и неврологических расстройств», ‒ рассказывает один из соавторов Джун Такахаши.

Клетки были помещены в чашку, содержащую среду, подходящую для роста мозговых тканей. Когда все органоиды развились, можно было увидеть активность их нейронов и как они создают сети и связи между собой.

Подобные органоиды (искусственно выращенные органы) могут также пригодиться для изучения процессов памяти и даже механизмов развития психиатрических заболеваний.

Однако и здесь есть этические проблемы.

«Поскольку мозговые ткани всех органоидов имитируют нейронную активность, вызывает обеспокоенность то, что в них также может быть умственная деятельность, а затем возникнет и сознание», ‒ озадачен Ходея Сакагучи из Киотского университета.

«Некоторые люди видят в этом сходство с известным воображаемым экспериментом «мозги в банке». Представим, что живой человеческий мозг кладут в котел с жидкостью, аппаратами для поддержания жизни и с подключением к компьютеру и этот мозг осознает себя как личность».

Однако исследователи говорят, что это маловероятный сценарий, что у примитивных лабораторных органоидов появится сознание.