Марсианские микробы могут выжить в соленых лужах на Красной планете

В экстремально соленых лужах воды, напоминающих обычные лужи, которые можно обнаружить на Марсе, бактерии могут выживать даже после полного их высыхания. Эти выводы могут указывать на то, что вероятность населенности Красной планеты на самом деле гораздо выше, чем предполагалось ранее, сообщается в новом исследовании.

Считается, что несколько миллиардов лет назад атмосфера Марса была намного толще, чем сейчас, и на планете могла находиться вода в жидкой форме. В современной, очень тонкой и разреженной атмосфере Красной планеты в дневное время происходит очень быстрое испарение воды, поэтому существование воды в жидком виде на поверхности невозможно.

Однако ученые заметили, что в предрассветные часы на Марсе при испарении водяного льда влажность может заметно повышаться, доходя до 100 процентов, пояснил главный автор нового исследования Марк Шнигурт (Mark Schneegurt), астробиолог с Уичитского государственного университета США. Кроме того, наличие солей может привести к поглощению ими влаги и формированию концентрированных рассолов, которые не замерзают холодной марсианской ночью – и могут содержать жизненные формы.

Однако днем ​​на Марсе при подъеме температуры влажность резко падает. Поэтому гипотетические марсианские микробы должны уметь стойко переносить почти полное пересыхание объемов воды, внутри которых они живут и эволюционируют. Для выяснения этой способности микроорганизмов в своем исследовании Шнигурт и его коллеги поместили в лаборатории в концентрированный раствор соли два штамма земных бактерий, обитающих в   концентрированных рассолах горячего источника Хот Лейк, штат Вашингтон, и на соленых равнинах Грейт Солт Плейнс, штат Оклахома на территории США. Исследователи поместили исследуемых микробов в 50-процентный водный раствор сульфата магния и подвергли капли раствора нескольким циклам полного высушивания с помощью абсорбционных реагентов в вакууме. После этого остатки высушенных капель поместили в закрытый сосуд с высокой влажностью и после завершения увлажнения обнаружили, что выживаемость бактерий составляла не менее 50 процентов.

Эти находки могут расширить представления ученых о потенциальной обитаемости сухих или холодных планет, пояснил Шнигурт. Исследование было представлено 21 июня на ежегодном собрании Американского общества микробиологии, который проходил в Сан-Франциско.