Существует совсем немного птиц, которые спокойно чувствуют себя на земле. В большинстве своем они стремятся жить в кронах деревьев, выбирая для себя труднодоступные ветви, где им точно ничего не будет угрожать. Привычка жить на высоте появилась, очевидно, с самого простого инстинкта самосохранения. Ведь в кроне дерева или на отвесной скале врагов у птицы действительно в разы меньше, чем на земле. Поэтому многие пернатые спят также на ветвях, выбирая иногда провода, скальные выступы, карнизы зданий.
Однако почему же птицы не падают с деревьев во сне? Орнитологи с легкостью ответят на такой вопрос.
Позы для сна – у животных и птиц
Чтобы полноценно выспаться, человеку нужно расслабиться. То же самое актуально для большинства других животных. А вот у птиц все совсем не так. Для крепкого полноценного сна им необходимо напряжение ног.
Если ноги птицы не напряжены, она, возможно, даже не заснет. Благодаря такому приспособлению пернатые могут обезопасить себя от падения с ветвей даже в сильный ветер или непогоду.
Напряжение ног при посадке на жердочку или ветку способствует сну, и при этом обеспечивает им идеальное равновесие. Риск падения в такой ситуации фактически равен нулю. И даже если такой казус случится, и птицу собьет с насеста порывом ветра, она немедленно проснется и раскинет крылья еще до того, как коснется земли. Ведь это тоже инстинкт.
Как устроены мышцы ног птиц?
Казалось бы, напряжение ног в течение многих часов должно вызывать дискомфорт, боли, онемение. Однако птицы от подобных вещей нисколько не страдают. Ведь и мускулатура ног имеет абсолютно особое строение.
Мышцы ног соединены с пальцами с помощью особых сухожилий. При посадке на ветку возникает сокращение мышц ног, и мышцы натягивают эти сухожилия. Соответственно, пальцы лап от этого сгибаются. И в итоге пока птица не перенесет свой вес с лап на крылья, пальцы просто не смогут разогнуться естественным образом.
Это исключает любой дискомфорт от долгого сидения на ветке. Ведь основная нагрузка приходится на сухожилия, которые становятся главной частью механизма, который сжимает сопротивление птицы пальцами.
После пробуждения птица немного поднимается, что вызывает расслабление мышц и сухожилий. Пальцы раскрываются, и она может лететь. Однако следует знать, что далеко не всем птицам нужно сидеть на ветке, чтобы спать. Ведь некоторые пернатые выбирают совсем другие формы отдыха.
Так, наземным птицам отчасти все равно, где, как и в какой позе спать. Потому что они не сидят на ветке, никакого замка их пальцы и сухожилия не образуют. Это относится к страусам, уткам, гусям, другим наземным и многим водным обитателям. Некоторые птицы стремятся спать исключительно в гнездах, в специально подготовленных и приспособленных для этого местах, и также не сталкиваются с необходимостью привлечения такого механизма.
Фламинго и некоторые аисты любят стоять на одной ноге, пряча вторую в оперения. Они проводят так много времени, и могут без проблем спать в подобной позе. Это необходимо им для сохранения тепла, ведь вода, в которой находятся лапы, отбирает тепло из организма. Механизм равновесия у таких пернатых развит до такой степени, что стояние на одной ноге часами не вызывает у них никакого дискомфорта, и они точно не упадут во сне.
А еще те же аисты могут спать на лету. Ведь им приходится осуществлять сезонные перелеты на значительные дистанции, и дополнительная возможность для сна им очень нужна в такие моменты. Также прекрасно спят на лету и стрижи. Эти птицы вообще могут не приземляться годами, они живут, питаются и спят в воздухе. В их случае можно говорить о своеобразном «автопилоте», который руководит полетом в то время, пока птица спит.
Таким образом, птицы, которые ночуют на ветвях, не падают во время сна на землю, потому что природа наделила их особым механизмом, который обеспечивает крепкую хватку даже во время сна. При посадке на ветку лапки буквально «замыкаются» благодаря сухожилию, пальцам, которые сгибаются, и хватка не ослабевает до того момента, пока пернатая не поднимется, либо не соберется взлететь. Механизм настолько надежен, что спящих птиц не сдувает даже сильный ветер.