Историки объяснили феномен Всемирного потопа и Ноева ковчега

Загадок, связанных с Всемирным потопом и Ноевым ковчегом, существует немало, а значит, есть и огромный простор для версий, которые дают им объяснение. О некоторых из них читайте ниже.
По следам Ноева ковчега

Принято считать, что рассказ Библии о Всемирном потопе отражает какое-то большое стихийное бедствие, которое произошло на территории Месопотамии. Представление об этом наводнении как глобальной катастрофы всепланетного масштаба – не более чем гипербола. Понятно, что для жителей этого региона Месопотамия и была «всем миром». Воспоминания о катаклизме вошли в «Эпос о Гильгамеше», который, якобы, стал прототипом библейского текста.
Универсальный миф

Однако достаточно заглянуть в мифы и предания разных народов, чтобы убедиться в том, что это не так. Еще Дж. Фрэзер в своей книге «Фольклор в Ветхом Завете» (1918 год) показал, что мифы о потопе у народов не только Ближнего Востока, но и Европы, Центральной и Юго-Восточной Азии, Полинезии, а также у индейцев Америки, различные.
Все они строятся на основе одного и того же сюжета: Бог (или боги) решают уничтожить человечество за его грехи, но при этом предупреждает (предупреждают) одну семью праведника о будущей беде, и та спасается в сделанном «по указанию сверху» корабле или, если угодно, ковчеге.
Во времена Фрэзера было известно около 100 таких рассказов, сегодня это число превысило 150, а их география поистине охватывает весь мир.
Именно универсальный характер этого мифа, который встречается у разных народов, разделенных десятками тысяч километров, невольно свидетельствует о том, что речь идет о каком-то событии планетарного масштаба, которое сохранилось в исторической памяти человечества.
Потоп смывает все следы
Все это невольно заставляло ученых выдвигать версии о том, какие природные катаклизмы стоят за этими мифами.
В 1920-х годах сразу двум археологам – Леонарду Вулли и Стефану Лангдон вроде бы удалось найти неопровержимые доказательства правдивости библейского повествования. В ходе открытия в 1929 году библейского Ура Вулли обнаружили два древних культурных слоя, разделенных между собой полосой ила глубиной в 2,4 м. Никакого другого объяснения, кроме того, что ил был нанесен во время потопа, казалось, нет.

Но еще за несколько месяцев до Вулли Лангдон обнаружил слой ила толщиной 1,5 метра между слоями при раскопках древнего Киша. При раскопках древней Ниневии был обнаружен слой ила толщиной 12 метров.
Однако при датировке слоев, раскопанных Вулли и Лангдоном, выяснилось, что речь идет о двух разных стихийных бедствий, произошедших, соответственно, примерно в 3500 и 3000 годах до нашей эры. Таким образом, стало ясно, что на самом деле локальные потопы, во время которых крыши высоких зданий оказывались на глубине нескольких метров под водой, в Междуречье происходили довольно часто.
К сожалению, все эти находки не удовлетворили теологов. Хотя бы потому, что библейская хронология однозначно относит Всемирный потоп к 2104 году до нашей эры. К тому же, согласно Библии, уровень воды во время потопа поднялся на 15 локтей, то есть на 7,5 метра выше самых высоких гор. Слой ила высотой 2,4 метра с этой точки зрения явно маловат.
В результате современные теологи выдвинули версию, согласно которой после библейского Всемирного потопа вообще не должно было остаться каких-либо следов существования человечества, поскольку, как мы уже говорили, он не был обычным наводнением, которое приносит с собой ил и сопутствующие ему породы.
Так как Библия говорит о том, что «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные», то речь, видимо, идет о том, что проливные дожди в дни потопа сопровождались вулканическими извержениями, сильными землетрясениями, которые поднимали температуру воды. Интересно, что индейские предания перекликаются с библейскими в том, что воды потопа были горячими – индейцы утверждают, что вода в океане в эти дни превратилась в кипяток.
Все это невольно порождает вопрос: что же представлял собой Ноев ковчег и каким образом в нем уместились «все животные от всякой плоти по паре … Из птиц по роду их, и скот по роду его, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре … »?

Комментарии

Ваше мнение

Выбор редакции