Древние породы указали на причину Великого вымирания видов

Ученые обнаружили причину массового вымирания, произошедшего на Земле 252 млн. лет назад. Анализ древних пород указал, что его вызвали мощные извержения вулканов, сообщает Nature Communications.
Пермское вымирание, также называемое Великим, уничтожило 73% наземных позвоночных и 96% морских видов. Исчезли целые классы живых существ, в том числе трилобиты. На восстановление экосистем нужно, по разным оценкам, от 10 до 30 миллионов лет, но новая биосфера Земли была уже совсем другой – так появились первые предки динозавров и самые ранние млекопитающие.
Причина такой глобальной катастрофы не установлена. Новое исследование палеонтологов из Университета Цинциннати и Китайского университета геологических наук говорит, что всему виной вулканическая активность.
Ученые обнаружили резкий всплеск количества ртути в древних отложениях, относящихся к концу Пермского периода. Образцы взяли более чем из десятка мест в различных регионах.
Авторы исследования сделали вывод, что извержения зажгли огромные залежи угля и способствовали выбросу паров ртути в атмосферу. Через некоторое время они «вернулись» на Землю вместе с осадками, создавая геологический след катастрофы.
Самые мощные извержения произошли на территории современной России, в системе под названием Сибирские Траппы.
Вулканы оставались активными в течение сотен тысяч лет, выбросив в целом три миллиона кубических километров пепла. Из-за парникового эффекта планета прогрелась на дополнительные десять градусов по Цельсию, и к тому же на ней начались кислотные дожди, которые отравляли воды озер, морей и океанов.
Ученые склонны считать, что главной причиной вымирания стало именно повышение температуры. Это очень тревожный вывод, с учетом современных тенденций к глобальному потеплению.
«Антропогенные выбросы углерода в атмосферу аналогичны ситуации в конце Пермского периода, когда происходили сибирские извержения», — предупредили авторы исследования.
Многие эксперты считают, что мы находимся на пороге очередного, шестого по счету массового вымирания в истории планеты.