Связь нейронов и щитовидной железы

Давно известно, что все процессы в организме регулируются группами нервных клеток головного мозга – нейронов, которые соединяются между собой длинными отростками – синапсами.

Исследователи шведского Каролинского института в соавторстве с группами специалистов из Нидерландов и Германии, установили группу клеток, непосредственно отвечающих за регулирование сердечной и дыхательной деятельности, в том числе, давления крови. Самое важное в открытии – установление зависимости формирования этих клеток и их сообществ от присутствия в крови гормонов, вырабатываемых щитовидной железой. Учеными установлена клиническая зависимость функции щитовидной железы и стабильности сердечного ритма и кровяного давления. Предыдущее мнение было несколько ограничено: физиологи полагали, что щитовидная железа своим гормоном воздействует только на сердце, но новые данные указывают связь функций формирования нейронов той группы, что регулирует сердечный ритм, от ее активности. Дисфункция щитовидной железы приводит к нарушениям с работе этой группы нейронов, и, в результате, нарушается сердечно-сосудистая деятельность.

Открытие дает возможность говорить о новом направлении в разработках медицинских технологий и методов лечения, связанных с воздействием на управляющие нейроны. Такого рода воздействие может более эффективным с точки зрения лечения – наиболее серьезные методы всегда рассчитаны на глубокое системное воздействие, причем, чем глубже определен механизм управления процессом, тем точнее может оказаться лечение и выше его эффект.

Специалисты считают, что в будущем можно ожидать разработки методик лечения гипертонии и гипотиреоза, особенно у беременных, так как дефицит гормона матери может сказаться на развитии нейронной группы у плода. Возможность на ранней стадии выявлять и предупреждать развитие системных заболеваний – одна из важнейших сторон профилактической деятельности в медицине.