В истории средневековой Европы была масса примеров браков, где у супругов была оглушительная разница в возрасте. Как правило, старше был мужчина, хотя случались и симметричные вариации. В терминах тех времен богатый и влиятельный муж был просто обязан дать юной супруге пожить. Во Франции, где нравы при дворе были необременительными, яркой звездой воссияла Мария Клевская (1426-1487 ) и ее муж Карл Орлеанский (1394-1465). Наш престарелый герцог многое был вынужден прощать юной жене.
Для начала определимся с точным возрастом супругов, чтобы понять ситуацию:
- Мария Клевская (1426-1487 гг.)
- герцог Карл Орлеанский (1394-1465 гг.).
Разница в 32 года не помешала родить в браке будущего короля Франции Людовика XII. Но для Марии, которую с младых ногтей готовили к правильному замужеству, было совершенно наплевать, сколько ему лет. Очевидно, юная особа были либо очень смётлива, либо имела надежное хобби, чтобы не скучать.
Когда стало понятно, что дело идет к оформлению брака, Мария сказала, что это не беда: «Муж старше жены на четыре десятка — куда лучше, чем на два десятка. Просто добродушный старичок».
Карл Орлеанский тоже не был в восторге от своего брака
Добродушный старичок с титулом герцог (по-нашему, это принц и никак не мельче) не был покладистым мужем. Веревки вить из него он не позволял, так что первые годы брака аристократ давал понять, что капризы жены будут исполняться лишь если он этого захочет.
Мария была умна и понимала, что имеет дело с внуком короля Карла V, умницей и интеллектуалом. Карл был великим поэтом Средневековья, недаром его прозвали «принц-поэт» и «принц поэтов». В его активе 130 баллад, около 400 рондо, множество стихов и песен. Очевидно, этому способствовали его жены, а было их аж три:
- Изабелла Французская (дочь Карла VI и вдова английского короля Ричарда II)
- Бонна д’Арманьяк
- Мария Клевская (племянница герцога Бургундского Филиппа Доброго).
Жаль, детей у него от первых браков не было, а жены умерли. К тому же, имел место плен в Англии длиною в 25 лет: вернувшись на родину, мужчина осознал, что ему 46 и надо начинать жизнь заново.
Герцог всё прощал обожаемой супруге
Мария сразу поняла смысл заключенного брака: от нее требуется родить наследника, а лучше двух-трех. Причем, ей дали понять, что строгим мужем Карл не будет. И как по заказу, Мария сначала дарит мужу двоих дочерей, а потом — долгожданного сына. Нарекли его Людовиком, а отцу тем временем было уже 70 лет. Народ, конечно, от души веселился, но герцогская чета была выше сплетен.
А мальчик Людовик тем временем стал вторым в очереди наследования трона Франции!
Семейная жизнь Клевской и Орлеанского шла своим чередом. Пока Мария наряжалась, веселилась, исправно рожала детей, Карл прощал ей любую шалость. Современники отмечали, что характер герцогини был добрый, она была обаятельной и порядочной. Но влюблялась ли сама? Возможно — ей в любовники упорно приписывали ее камергера де Рабаданжа.
Слух имеет под собой основу, ведь, овдовев, la belle duchesse испросила разрешения короля Франции Людовика XI выйти замуж за Рабаданжа. Тот дал свое согласие, но еще долго при французском дворе ходила шутка про нового мужа герцогини, который до этого был ее постельничим, а теперь стал им официально.
Умерла прекрасная и умная Мария в 1487 году, прожив яркую полную жизнь. А спустя десять лет ее сын стал королем Франции Людовиком XII.
О том, что монарх бастард слухи ходили постоянно, но доказательств-то нет.