В середине позапрошлого века Саарти Баартман, уроженка юга Африки, была привезена голландцами на европейский континент, где поразила всех своих внешним видом. Чем же запомнилась Черная Венера в старой Европе?
Колонизация Африки не была бескровной: местные племена давали отпор захватчикам, но силы были неравны. Копья и стрелы аборигенов не могли сравниться с ружьями буров. Уже к началу позапрошлого века восточная часть современной ЮАР была под гнетом голландцев.
Черная Венера поражала своими ягодицами
Негритянка из готтентотов выжила в резне, но стала рабыней в семье богатых бурских фермеров в Кейптауне. Сметливая и покладистая девочка быстро освоила голландский, но когда наступил пубертат, особенности ее фигуры поразили местного врача. Британский хирург Уильям Данлоп обратил внимание на неестественно выпирающие ягодицы и ярко выраженные половые органы. Смекнув, что такая экзотика может порадовать лондонцев, он предложил брату хозяина Саарти продать барышню за неплохие деньги.
Ценный экземпляр отправили в Лондон в 1809 году, когда Британия уже запретила работорговлю. Поэтому для поездки 20-летней Саарти в Англию ей рассказали сказки о том, как она замечательно заживет, забыв рабство на новой родине. Наивная неграмотная сирота согласилась.
Готтентотская Венера — гвоздь программы лондонского цирка
Долгое изматывающее путешествие морем завершилось неожиданно: Саарти продали в цирк, где ее обнаженную показывали публике. Этот номер — африканка с несоразмерно огромными ягодицами — положил начало жестокой забаве, известной в истории как «человеческий зоопарк».
Публика валом валила подивиться такому чуду природы, а бедная Саарти никак не могла взять в толк, что происходит вокруг. Единственное, что было совершенно ясно без всяких слов — ее человеческое достоинство отобрали, она в гораздо более позорном рабстве, чем была в Африке.
Попытка освобождения Черной Венеры
Но слух о появлении нового аттракциона дошел до «Африканской ассоциации», которая тут же решила подать в суд на Данплопа за то, что он владеет рабыней. К сожалению, попытка провалилась. Наивная Саарти на суде ответила, что «выставлялась ли она на публику с ее собственного согласия» в обмен на получение части прибыли от показов.
Формально это было правдой, так что суд постановил, что отношения Данлопа и Баартман нужно расценивать как контракт. Ведь в Лондон она приехала по своему желанию и получала с показов кое-какие деньги. Но новинка приелась быстро, девушку перепродали французскому дрессировщику Рео, он забрал ее в Париж. Там условия оказались еще хуже лондонских.
Во Франции Саарти привлекла внимание учёных мужей, изучавших строение её тела. Директор Национального музея естественной истории Жорж Кювье анализировал и ее умственные способности, удивившись ее цепкой памяти. Парижанам Саарти приелась через год, на нее рисовали карикатуры и осыпали злобными насмешками. В последние месяцы жизни Венера из Африки торговала собой и начала пить.
В декабре 1815 года удивительная африканка умерла, но никто не мог точно определить причину смерти. Версии выдвигались разные, от оспы до пневмонии. Но на самом деле Саарти не хотела жить — существование в клетке не может приносить радости. Похоронили Баартман как христианку, но французские ученые очень заинтересовались ее телом.
Его изучали и демонстрировали во время лекций по антропологии в качестве «доказательства» того, насколько негроиды близки к приматам. Скелет, мозг и другие фрагменты были заспиртованы и до 1974 года выставлялись в парижском Музее человека. И лишь когда ЮАР возглавил Нельсон Мандела, останки Саарти вернули в Африку, где перезахоронили.
Ее истории посвящен грубый в своей натуралистичности и одновременно сентиментальный фильм «Черная Венера» (режиссер А. Кешиш, 2010 год, Франция).