Конкуренция в сегменте розничной торговли является едва ли не самой высокой, производители и торговые сети придумывают все новые способы привлечения и удержания клиентов. Постоянное повышение уровня сервиса предъявляет новые, более высокие требования к уровню подготовки персонала. Компании вынуждены серьезно вкладываться в обучение сотрудников, нести колоссальные издержки на правовое и бухгалтерское обеспечение их деятельности, внедрять современные инструменты, позволяющие вести мониторинг в режиме реального времени. Многие в нынешних условиях предпочитают отдать все или часть этих функций на аутсорсинг, что в ряде случаев является экономически эффективным решением.
В России эта практика пока не так популярна как в развитых странах, но, например, аутсорсинговая компания Лидер Тим уже много лет успешно оказывает услуги, востребованные сетевыми ритейлерами и производителями, в большинстве регионов страны. Крупнейшие игроки на этом рынке готовы взять на себя и оптимизировать любые бизнес-процессы в рознице, а также другие функции в процессе товародвижения, в том числе логистические. В данной статье мы рассмотрим только те аутсорсинговые услуги, которые позволяет значительно улучшить показатели выручки, оставив за скобками оптимизацию издержек. На сегодняшний день наиболее востребованы передача на аутсорсинг мерчандайзинга, маркетинговых акций в розничных сетях, а также готовые решения для розничных магазинов – аутсорсинг торговых команд.
Аутсорсинг мерчандайзинга для товаропроизводителей
Выкладка товара по стандартам производителя и контроль его наличия в розничных торговых точках является ключевым фактором успеха для производителя. Учитывая стандартную схему постоплаты поставок крупнейшими сетями по результатам продаж, мерчандайзер превращается в важнейшее звено на пути товара от производителя к потребителю. Поиск, подбор, найм, обучение и контроль работы таких специалистов своими силами – очень дорогое удовольствие, если компания реализует продукцию в разных регионах. Соответственно, кто-то ищет партнёров на местах, а крупнейшие компании чаще отдают предпочтение лидерам рынка аутсорсинговых услуг, способных реализовать проект в десятках населенных пунктов одновременно.
Уже упомянутая Лидер Тим предлагает своим клиентам сразу несколько возможных решений, в зависимости от потенциальной загрузки мерчандайзера. Эксклюзивный мерчандайзинг предполагает работу сотрудника на одного конкретного заказчика, а совмещённый – на несколько брендов в одной торговой точке. Специалисты компании помогают заказчикам подобрать оптимальный вариант, что позволяет свести к минимуму расходы на мерчандайзинг без потери качества. Также аутсорсинговые компании оказывают услуги по торговому аудиту – определяют «болевые точки», готовят и внедряют конкретные предложения, позволяющие нарастить продажи в рознице.
Временный персонал для проведения маркетинговых акций
Рекламные акции с использованием подготовленных промоутеров или без таковых считаются мощным инструментом для увеличения продаж. Специалисты многих зарубежных производителей не раз отмечали, что в России им не удаётся достичь заданных KPI, несмотря на использование проверенных на западе приемов и техник. Чаще всего проблемой становится пресловутый человеческий фактор, особенно когда акция отдаётся на откуп региональным рекламным агентствам, набирающим промоутеров с улицы и недостаточно уделяющим внимание их подготовке. В результате акция не приносит желаемого результата, а в плюсе оказываются все, кроме рекламодателя.
Leader Team не является рекламным агентством, но компания нередко обеспечивает проведение промо-акций. Часто заказчиками оказываются те компании, которые уже передали на аутсорсинг мерчандайзинг, в таких случаях размещение рекламных материалов осуществляется теми же мерчандайзерами, но дополнительно могут быть привлечены и подготовлены промоутеры с опытом аналогичной работы. Контроль за проведением акций обеспечивают супервайзеры аутсорсинговой компании, вся текущая информация доступна заказчику в режиме реального времени, при этом остаётся возможность для проведения собственных проверок.
Аутсорсинг торговых команд – решение для розничной торговли
Проблема некачественной работы линейного персонала торговых точек является одним из факторов риска для большинства розничных сетей. Продавцы и кассиры, менеджеры и супервайзеры, от которых напрямую зависит результативность работы конкретного магазина, не всегда соответствуют ожиданиям высшего руководства и редко способны соответствовать высоким корпоративным стандартам, разработанным в московских офисах. Многие сотрудники, особенно в регионах, регулярно переходят из одной сети в другую, что обеспечивает постоянную текучку кадров и высокую интенсивность работы для кадровых служб. Не случайно, многие лидеры рынка используют аутсорсинговые услуги Leader Team в качестве разумной альтернативы.
Напрасно думать, что заказчики получают от Leader Team персонал, ведь компания берет на себя и все процессы связанные с обеспечением его деятельности, что позволяет быстро открывать новые торговые точки даже в тех регионах, где розничная сеть ранее вообще не была представлена. Особое внимание уделяется подготовке сотрудников к работе в конкретном проекте, обеспечению легальности их работы, постоянному мониторингу и контролю за выполнением каждым своих должностных обязанностей. Таким образом, заказчик получает обученную команду специалистов, готовую работать и приносить результат с первого дня. Решение уже оценили многие федеральные торговые сети, все больше заказов аутсорсинговая компания Leader Team получает из регионов.
Приятно осознавать, что предприятия розничной торговли и производители товаров народного потребления обратили внимание, что их финансовые показатели напрямую зависят не только от внедрения новых технологий, снижения издержек и оптимизации цепей поставок, но и конкретных людей – линейного персонала, который непосредственно представляет товар покупателю. Такой подход уже сегодня позволяет наращивать продажи и одновременно создавать новые высокооплачиваемые рабочие места, что полезно для всего общества.