Ученые заявили об опасности чистящих средств

Британские ученые из Бирмингемского университета и их коллеги из Исследовательского парка Норвича в ходе исследования пришли к выводу, что чистящие средства на основе триклозана могут вырабатывать у человека устойчивость к антибиотикам. Статья на тему данного исследования опубликована в издании Journal of Antimicrobial Chemotherapy.

Широкое использование бытовой химии с триклозаном стало причиной мутации бактерий и появления новых штаммов вирусов, перед которыми оказались бессильны современные антибиотики.

Ученые установили, что триклозан вызывает изменение оболочки ДНК бактериальной клетки, вследствие чего бактерия становится устойчивой и к самому триклозану, и к другим антибактериальным средствам.

Триклозан повсеместно встречается в таких моющих средствах, как жидкости для мытья посуды, дезодоранты, мыло, средства для полости рта. Его широкое применение привело к тому, что все чаще медики испытывают проблемы при подборе антибиотиков для лечения инфекций, поскольку организм людей демонстрирует полную невосприимчивость к традиционным лекарственным средствам.

Триклозан, который производители рекламируют как средство с антибактериальным эффектом, действительно, обладает им, однако при очень высокой концентрации. В бытовой химии это активное вещество находится в крайне малых пропорциях, чтобы средство считалось антибактериальным, поэтому, популяризация триклозана является банальным рекламным ходом производителей – с одной стороны, и опасным прецедентом – с другой.

Триклозан давно объявлен учеными вредным веществом. В американском штате Миннесота, например, еще в 2014 году власти приняли закон о запрете использования триклозана в товарах широкого потребления. Тогда правительство штата руководствовалось данными исследования, показавшими, что данное соединение наносит непоправимый вред репродуктивной системе животных, вызывая гормональные и физиологические нарушения и снижая качество спермы. Подобные исследования с привлечением людей не проводились.