Ученые выяснили, почему рак возвращается

Ученые из Лондонского института онкологии установили, что раковые клетки обладают способностью переходить в стадию «сна», не подвергаясь при этом воздействию химиотерапии, а впоследствии, «проснувшись», вызывать рецидив.

К такому заключению ученые пришли после изучения случая с пациентом, у которого возобновилась лейкемия спустя 20 лет после, казалось бы, полного излечения. Проанализировав образцы крови и костного мозга, полученные от пациента в возрасте четырех лет, когда ему был поставлен диагноз рак, и в настоящее время, когда ему исполнилось 25, ученые установили, что состав клеток, невзирая на наличие новых изменений на генетическом уровне, оказался подобен. В обеих пробах была обнаружена такая специфическая мутация ДНК как слияние генов  BCR и ABL1.

Ученые восприняли данный факт, как доказательство того, что во время первичного лечения определенные раковые клетки находились в «спячке» и не подверглись воздействию химиотерапии, направленной в свою очередь на активно делящиеся клетки. Профессор Мел Гривз, который руководил данным исследованием, назвал рак «хитрым» недугом, показавшим лишний раз удивительные возможности эволюции.

Ученый сравнил поведение раковых клеток со стволовыми клетками крови, которые регулярно переходят из стадии покоя в стадию активного размножения. Он считает, что раковые клетки «переняли» такое поведение у стволовых, с целью избежать уничтожения от химиотерапии.

Ученые намерены разработать в будущем механизм ускорения роста «сонных» клеток, что позволит сделать лечение от онкологии более эффективным и снизит риск рецидива.