В 2018 году в России будет открыт первый мониторинговый центр, деятельность которого будет направлена на сбор и анализ информации о биологических угрозах разного вида. Бюджет такого государственного проекта составит около 2,2 миллиардов рублей.
В мире возникает все большее количество факторов риска, что и объясняет необходимость создания такого центра. Распространение вируса Эбола, различные мутации гриппа, повышенный уровень миграции в мире, доступность приобретения компонентов и составляющих для создания новых видов биологического оружия, – все это серьезные риски для жизни и здоровья населения Земли.
В современном, технически развитом обществе, научные достижения достигли таких размахов, когда для создания мощного и эффективного биологического оружия уже не требуется особых затрат и глобальной научной и организационной инфраструктуры. Подобное оружие может быть изготовлено, скомпоновано и втайне и с сокрытием от контроля доставлено в любую точку земного шара, и применено там. Так же тайно могут быть применены различные виды новых типов биооружия, действие которых направлено против жизни людей, домашнего скота, растений, – подчеркнули в минздраве России.
Первый российский мониторинговый центр будет организован на базе ФГБУ «ВЦМК «Защита» министерства здравоохранения России. Его штат будет насчитывать 200 работников. Основной функциональной обязанностью новой организации будет сбор и анализ информации о биологической обстановке на территории Российской Федерации.
Создание соответствующего центра сложно переоценить в обстановке, когда существует риск применения против России биологического оружия, – высказал свое мнение профессор Международного института развития Алексей Скопин.
Профессор отметил также, что вероятность распространения биологических угроз в настоящее время все время увеличиваются. Так, созданы микроорганизмы, легко перевозимые в бутылках с водой или в контейнерах с пищей, которые очень сложно, а то и невозможно, идентифицировать. Более того, невозможно не учитывать сложившиеся сложные и напряженные отношения между Россией и западными державами, и исключать факт применения к Росси биологического оружия с их стороны никак нельзя.
В качестве примера Скопин также вспомнил 2007 год, когда после вооруженного конфликта в Грузии возникла вспышка африканской чумы свиней, занесенная в Кавказский регион России.