Учеными разработаны генно-модифицированные деревья, способные еще проще справляться с переработкой целлюлозы, бумаги и биотоплива. По словам профессора древесиноведения Университета Британской Колумбии, главной трудностью для них остается полимер лигнин.
Лигнин является главным компонентом клеточных стенок многих растений. Для целлюлозно-бумажной промышленности он стал проблемой: убирая полимеры из сырья, приходится затрачивать много энергии и химических веществ. К тому же, остается много отходов.
Ранее ученые пытались справиться с этой проблемой путем подавления экспрессии ряда генов и, как следствие, уменьшения в клетках количества лигнина. Но после таких манипуляций деревья росли плохо, не могли выдержать непогоду и справиться с вредителями-насекомыми и патогенными организмами.
В новом исследовании авторы поступили иначе: они модифицировали сам лигнин, введя в него дополнительные эфирные связи: теперь он легче поддается расщеплению, при этом сохраняет свою прочность в составе деревьев. Такая стратегия пригодится и для других растений, например, позволит сделать их еще более полезным сырьем для биотоплива. Самый многообещающий в этом плане – тополь, так как быстро растет, причем даже на самой неплодородной почве. Кстати, в составе тополя 20-25% лигнина.
Как всегда, генетическая модификация вызывает неоднозначные мнения. Чтобы развеять опасения, стоит сказать, что реально ограничить попадание модифицированных растений в дикую природу, чтобы они не начали в ней размножаться: можно отдельно их выращивать (исключить перекрестное опыление), вводить гены в деревья обоих полов (сделать их бесплодными) или просто срезать их до наступления репродуктивного возраста.