Зачем стюардессы просят пассажиров поднять шторки на окнах самолёта

Полет в самолете

Место у окна в самолёте часто считается самым удачным — отсюда открывается вид на облака, закаты, города с высоты птичьего полёта. Многие специально бронируют именно такие места, чтобы сделать красивые фотографии или просто насладиться моментом. Но если вы часто летаете, наверняка замечали: перед взлётом и посадкой бортпроводники просят пассажиров у окна поднять шторки.

На первый взгляд это кажется пустой формальностью. Ну какое отношение имеет пластиковая шторка к безопасности полёта? Но на самом деле за этим правилом скрывается важный механизм, который помогает спасти жизни в случае ЧП.

Не просто прихоть экипажа

Бортпроводница по имени Шер, сотрудница одной из американских авиакомпаний, в своём видео на TikTok объяснила, почему это правило строго соблюдается.

— Некоторые пассажиры думают, что это делается для красоты или для того, чтобы «осветить салон», — рассказывает она. — На самом деле всё проще и серьезнее. Шторки должны быть подняты во время руления, взлёта и посадки, потому что это самые опасные этапы полёта. Именно в эти моменты чаще всего случаются аварии.

Шер добавляет: дело не только в том, чтобы пассажиры наслаждались видом. Открытые окна — это дополнительная страховка для всех на борту. Если что-то случится снаружи, например, загорится двигатель, отвалится часть крыла или возникнет другая нештатная ситуация, первыми это заметят именно люди у окна.

Почему важен взгляд со стороны

Пилоты и бортпроводники не видят всего, что происходит снаружи самолёта. Кабина экипажа закрыта, а места стюардесс расположены в проходах, откуда невозможно разглядеть, например, крылья или двигатель. Поэтому на самых важных этапах полёта экипаж полагается на пассажиров у окна как на дополнительных наблюдателей.

Если что-то не так, информация об этом может спасти драгоценные секунды. Сообщение от пассажира о том, что из-под крыла повалил дым или отвалился какой-то элемент, позволит экипажу оперативно принять решение — прервать взлёт, вызвать аварийные службы или начать эвакуацию.

Экстренная эвакуация: каждая секунда на счету

По международным стандартам, весь салон самолёта должен быть эвакуирован не более чем за 90 секунд, даже если работает только половина выходов. Именно поэтому важно, чтобы люди могли заранее сориентироваться, где находятся аварийные выходы, что происходит за пределами самолёта и куда безопаснее двигаться в случае ЧП.

Если шторки закрыты, салон становится как бы «отключён» от внешнего мира. Открытые окна позволяют пассажирам заранее заметить, есть ли на улице огонь, препятствия, топливо на взлётной полосе или другие опасности.

Также при аварийной посадке с поднятыми шторками легче избежать паники. Когда у людей есть хоть какой-то обзор, им проще сохранять самообладание.

Когда самолёт готовится к ночной посадке

Многие задаются вопросом, почему при ночной посадке в салоне приглушают свет. Это тоже часть системы безопасности.

При аварийной ситуации глаза пассажиров должны быть адаптированы к темноте. Если экстренная эвакуация произойдёт ночью, резко выйти из освещённого салона в тёмное пространство может быть шоком для глаз. Открытые шторки во время снижения и приглушённый свет помогают глазам пассажиров привыкнуть к окружающему освещению, чтобы в случае ЧП люди быстрее ориентировались.

Безопасность — дело общее

Некоторые пассажиры считают просьбы экипажа формальными и не воспринимают их всерьёз. Но авиация — это отрасль, где каждая мелочь продумана до деталей. За простыми на первый взгляд действиями стоят десятки правил, проверенных реальными авариями и ситуациями на грани.

Бортпроводники не просят поднять шторки, чтобы вас отвлечь или доставить неудобство. Это часть комплексной системы безопасности, где роль каждого человека важна. Иногда именно от внимания случайного пассажира зависит исход всей ситуации.

Поэтому в следующий раз, когда стюардесса вежливо попросит поднять шторку, не стоит раздражаться. Наоборот, это шанс сделать что-то полезное не только для себя, но и для всех, кто летит вместе с вами.

Выбор редакции