Интересный эксперимент в 2007 году провели в вестибюле станции метро «Ленфант Плаза». 12 января здесь появился мужчина в бейсболке, джинсах и мятом свитере. Он начал играть сложнейшие музыкальные произведения с невероятным мастерством.
Сперва он исполнил на скрипке «Чаккону» Баха ре-минор из «Партиты № 2» — 14-минутное сложнейшее произведение было сыграно без малейшей ошибки. Далее музыкант перешел к Ave Maria Шуберта. Талантливый музыкант играл для людей почти час.
Итог эксперимента
За час мужчина собрал всего 32 доллара — редко кто останавливался, чтобы бросить ему мелочь. За время его выступления мимо прошло не менее тысячи человек. Только несколько людей (включая 3-летнего мальчика) задержались на пару минут, чтобы насладиться виртуозной игрой. И никаких аплодисментов, никакой реакции, никаких эмоций. Сам музыкант был шокирован происходящим.
Суть эксперимента
Этот эксперимент проводила газета «Вашингтон Пост». В качестве скрипача в метро был приглашен Джошуа Белл — выдающийся американский музыкант с чрезвычайно длинным списком достижений и наград. Для понимания ситуации — за два дня до концерта в метро он играл в переполненном зале, где стоимость самого дешевого билета стартовала со ста долларов…
В руках у музыканта в метро была также скрипка, что и на концерте, — «Джибсон экс-Губерман» работы Антонио Страдивари, которая стоит около 4-х миллионов долларов.
Из всей толпы музыканта узнала всего одна женщина — Стейси Фурукава — и она была шокирована тем, что музыкант такого уровня играет в метро и люди бросают ему мелочь.
«Мораль сей басни такова…»
Эксперимент показал, что людям нужна красивая оболочка, а не реальный продукт — в данном случае музыка. Если бы до выступления появилась реклама «завтра мировая звезда Джошуа Белл будет играть в городском метро», то собралась бы толпа людей. Без рекламы мировая звезда оказалась никому не интересной.
Многие, кто слышал об эксперименте, заметили, что «не стоит метать бисер перед свиньями». Но на ситуацию можно посмотреть и с другой стороны. Всем известно, что у любого продукта есть целевая аудитория. Возможно, в тот момент на станции метро только Стейси Фурукава была целительницей скрипки и творчества Джошуа Белла.
Но более рациональное объяснение, пожалуй, заключается в том, что встреча с искусством требует совпадения трех факторов: времени, места и людей. В эксперименте первые два пункта не были выполнены, поскольку в метро в дневное время люди спешат по своим делам и при этом они сосредоточены, погружены в свои мысли. В этот момент им не до искусства. Чтобы воспринять музыку, человек должен быть расслаблен, настроен на концерт и иметь для этого свободное время.