Инклюзию начали внедрять в систему школьного образования относительно недавно. До этого существовали коррекционные классы, в которых с «особенными» детьми работали педагоги после прохождения узкопрофильного обучения. Сейчас же всех детей смешали и работают с ними учителя с обычным педагогическим образованием.
Безусловно, обеспечить всем детям равные возможности для обучения и развития — это благородная цель. Нельзя ущемлять кого бы то ни было из-за отклонений в психическом или физическом здоровье. Но, как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад.
Фундаментальные основы инклюзивного образования
Инклюзия — это система образования, при которой все дети, независимо от физического, психического и интеллектуального состояния, учатся в одних классах. Чтобы у «особенных» ребят были равные возможности с детьми без отклонений в вышеперечисленных состояниях при получении школьного образования.
При инклюзивном образовании:
- Обычному учителю должен помогать «наставник» (человек, который специализируется на работе с «особенными» детьми).
- Все дети учатся на уроках одновременно по единой программе.
- В штат каждой школы должны входить узкопрофильные специалисты, например, дефектологи и психотерапевты.
- Все «особенные» ребята имеют право учиться в тех же классах, что и обычные дети.
Что получилось
«Особенные» дети — это те, которые имеют проблемы с физическим здоровьем (например, не могут ходить), и те, у кого проблемы с психикой или интеллектом. В первом случае нет ничего страшного — дети вполне находят общий язык и помогают друг другу, например, поднять одноклассника в инвалидной коляске по лестнице при отсутствии пандуса.
Совершенно другое дело — ребята с психологическими проблемами. У них бывает агрессия (могут ударить одноклассника), непонятное для других детей поведение. Это приводит к буллингу и «особенные» ученики обосабливаются от остального класса («нормальной» его части).
Кроме этого учащиеся с «особенностями» дают плохой пример поведения на уроке и переменах обычным детям. Например, ребенок с психологическими отклонениями во время урока прыгает на парте, «пускает пузыри» из носа, а на перемене мочится в коридоре, но при этом он «такой же, как все». Остальные дети думают — если ему можно, то почему мне нельзя так себя вести?
Последствия нововведения
Учитывая, что в школах острая нехватка учителей, а о дополнительных «наставниках» на каждый класс и вовсе речи не идет, то качество обучения по итогу упало. Педагог просто не успевает в одиночку и за обычными детьми последить, и с «особенными» проработать материал.
Таким образом, перед введением инклюзии нужно было более адекватно оценить нашу реальность. На данный момент самый оптимальный вариант — отдельные коррекционные классы в обычных школах, где с «особенными» учениками будут работать подготовленные люди в индивидуальном порядке. Как это не грубо звучит, но так — им никто не станет мешать и они тоже никому не буду мешать. Дети станут общаться в своем кругу, но при этом оставаться в системе остальной школы, например, свободно участвовать в линейках, утренниках, концертах, первом и последнем звонке, посещать столовую, библиотеку, спортивный и актовый зал.
Суть в том, чтобы предоставить «особенным» ученикам возможность получить максимальные знания, исходя из своей психологической и интеллектуальной ситуации, а не в том, чтобы их изолировать от «нормального» общества.