Депутат Государственной Думы ФС РФ, Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, член фракции «Единая Россия» Михаил Романов назвал принятый сегодня законопроект о дополнительных мерах по защите заемщиков актуальным в условиях экономического спада, обусловленного пандемией коронавируса.
Комментируя законопроект, который в случае окончательного принятия запретит кредитору проставлять за заемщика в заранее подготовленной форме согласие с условиями кредитования без собственноручной подписи последнего, Михаил Романов назвал эту инициативу частью мер по противодействию экономическим последствиям пандемии коронавируса.
— В ситуации, когда доходы граждан в ряде случаев сократились, когда только начинают заново открываться многие предприятия малого и среднего бизнеса, когда еще не все, кто потерял работу год назад, приобрел ее снова, доступные кредиты остаются очень востребованным способом улучшить материальное положение. Часто это микрокредиты, которые можно взять без посещения офиса банка, просто заполнив анкету на сайте микрофинансовой организации. Забил данные, сфотографировал паспорт, и, если кредитная история ничем не омрачена, тебе тут же на карту приходят деньги. И клиент так этому рад, что, ставя «галочку» напротив графы «согласен», уже не видит отметок выше, которые за него проставил банк. А там может быть и «страховка», и предоставление «консультационных услуг», и «юридическое оформление» и так далее. Это же обычные услуги, от которых клиент должен иметь право отказаться, но они идут как нагрузка к договору кредитования. Эта нагрузка, мало того, что обязательная, так еще и практически невидимая. Особенно невидимая, если человек берет кредит онлайн, он не может задать вопрос консультанту и общается только с компьютером, который ведет его по механической схеме, еще и поторапливая надписями вроде «до получения денег осталось 5 минут». И вот потом выясняется, что гражданин взял в кредит, допустим, пятнадцать тысяч, и из них банк тут же списывает три. Оказывается – в счет оплаты страховки или других дополнительных позиций. То есть заемщик не по своей воле купил дополнительные услуги, которые ему не нужны. И это, на мой взгляд, граничит с мошенничеством. Условия кредитования должны быть прозрачными для заемщиков, – считает Михаил Романов.
Парламентарий также подчеркнул, что в непростой экономической ситуации, которая обусловлена всемирным пандемическим кризисом, введение запрета на «скрытые галочки» станет одной из мер социальной защиты граждан и субъектов малого и среднего предпринимательства.
— Данный законопроект избавит граждан от лишних трат и поддержит их покупательскую способность, что важно для всей национальной экономики. Кроме того, если речь идет о кредитовании, например, малого или среднего предприятия, то запрет на «невидимые галочки» в кредитных договорах поддержит бизнес и, соответственно, внесет свой вклад в сохранение рабочих мест, – считает депутат.
Михаил Романов отметил также, что законопроект обязывает кредиторов при заключении договора потребительского кредита информировать клиентов о стоимости дополнительной услуги, порядке и сроках отказа от нее.
— В частности, важно, что при предоставлении услуг страхования как условия выдачи кредита клиент должен быть проинформирован о возможности отказа от страховки в рамках «периода охлаждения». Это значит, что на протяжении 14 календарных дней заявитель может отказаться от подписанного страхового договора и вернуть себе все или часть перечисленных за него средств, – уточняет Михаил Романов.