Россия не попала в топ-30 рейтинга наиболее влиятельных государств мира The Soft Power 30. Итоги рейтинга, составленного пиар-агентством Portland, публикуются в издании The Economist.
Российская Федерация в нынешнем году заняла лишь 43-е место в рейтинге популярности, набрав 61,6 баллов из 100 возможных. Критериями оценки государств была форма политической власти, уровень авторитета и влиятельности в мире и общая привлекательность.
Первое место в рейтинге по критерию «мягкой силы», способной влиять на граждан и другие государства не деньгами и оружием, а гражданскими ценностями и культурой, заняла Великобритания.
Второе место досталось Германии, третье – США, за ними следуют Франция и Канада. Китай замыкает элитную тридцатку.
Конечный результат Portland состоит из двух частей, включающих объективные и субъективные показатели с долями 70% и 30%. В первой части учитываются факторы, которые можно реально измерить: бизнес-климат, информатизация, культура, внешняя политика, государственное управление, образование.
Субъективная составляющая строилась на результатах опросах граждан и включала оценку по шкале от 0 до 10 таких показателей государства, как кухня, технологии, приветливость граждан страны к туристам, производство товаров роскоши, доверие к стране, исходя из поведения государства на международной арене, вклад государства в мировую культуру, наличие стремления посетить данную страну.
Ключевым же фактором оценки государств стал критерий «мягкой» политической силы, подразумевающий умение государства добиваться поставленных целей с помощью привлекательности собственной культуры и общественно-политических ценностей, противопоставляя такой подход «жесткой силе», сформированной на военном и экономическом прессинге.
Понятие «мягкой силы» впервые сформулировал профессор Гарвардского института государственного управления имени Джона Ф. Кеннеди Джозеф Най-младший: «Страна может достигать желаемых для себя результатов в мировой политике, потому что другие страны — восхищаясь ее ценностями, подражая ее примеру, стремясь к ее уровню процветания и открытости — хотят следовать за ней».