В Китае обнаружили древнейшее членистоногое возрастом 500 млн лет

Начавшийся 540 миллионов лет назад кембрийский период, охарактеризован всплеском различных эволюционных новинок. За это время у многоклеточных организмов появились наружные панцири, сложные глаза, множественные ноги. Оказывается, древние существа, вымершие еще до появления динозавров, имели много общего с представителями современного мира животных.

Грегори Эджкомб, лондонский палеонтолог из Музея естествознания, с коллегами исследовал отлично сохраненные окаменелые останки Fuxianhuia protensa, найденные в Китае в 520 миллионо-летних отложениях. Это существо имело длину всего 11 сантиметров, тело его было сегментированным, глаза размещались на стебельках, благодаря этому оно считается первым представителем членистоногих.

Находка данного экземпляра Fuxianhuia стала редкой удачей для ученых, ведь этот экземпляр превосходно сохранился. Исследования находки электронным микроскопом и рентгеновским спектроскопом, позволили выявить внутри нее остатки нервной системы. После анализа установлено, что мозг животного содержал три раздела, подключенных к головному сегменту, от него протянуты пучки нервных волокон к глазам и антеннам. По сообщению журнала Nature, находка является самым древним экземпляром сложного мозга.

Как сказал Эджкомб, ученых удивила степень сложности нервной системы, которая может быть сопоставлена с имеющейся у современных ракообразных и насекомых. Омары и креветки имеют такой же, состоящий из трех сегментов мозг и, содержащие пучки нервных волокон стебельки глаз. Ученых поразило, что такое строение мозга оказалось сохраненным полмиллиарда лет почти без изменений.

По всей видимости, здесь замешаны кембрийские сланцы – особый тип породы китайских отложений. Наиболее вероятно, что эти животные, которых нашли в южной провинции Китая Юньнань, оказались быстро погребены слоем мелкозернистого осадка, который не содержит кислород, что подавило бактериальную деятельность.

Провинция Юньнань дала палеонтологам возможность совершить много открытий, например, обнаружено огромное количество мягких тканей в окаменелостях, которые принадлежат умершим сотни миллионов лет назад существам.

Ученые, в своем пресс-релизе акцентируют внимание на том, что хотя найденная Fuxianhuia и имела сложный мозг, вымерла она 448 миллионов лет назад. Объясняется это тем, что сильно развитая нервная система способна помочь исчезновению вида. Обычно такие животные приспособлены к определенным условиям среды обитания и их изменения вызывают болезненную реакцию. Такие колебания гораздо легче переносятся простыми организмами.

Теперь Грегори Эджкомб хочет найти ответ на вопрос, прямой предок членистоногих найденное животное или это ответвление, которое происходит от еще более древних существ.