Странный астероид с шестью хвостами поставил астрономов в тупик

Астрономы заметили никогда ранее не наблюдавшийся феномен в астероидном поясе нашей солнечной системы: космический камень с шестью хвостами, выбрасывающий пыль из ядра, как струи воды из газонного опрыскивателя.

Ученые использовали телескоп Pan-STARRS 1 на склоне вулкана Мауи Хелекала на Гавайах, когда впервые был замечен астероид с шестью хвостами в августе. Вначале они не поверили своим глазам, так как P/2013 P5 выглядел более рыхлым, чем большинство астероидов, которые обычно возникают в виде одного луча света. Более подробные исследования при помощи космического телескопа Хаббл в сентябре открыли более ясную картинку астероида, показавшую наличие у него шести хвостов как у кометы.

«Мы буквально были поражены, когда это увидели», говорит исследователь Дэвид Джюитт из Калифорнийского университета. «Что еще более удивительно, так это то, что структура хвостов серьезно изменилась всего за 13 дней по мере выброса пыли. Это еще больше нас изумило. Трудно поверить, что мы смотрим на астероид».

За время первого наблюдения Хаббла за астероидом 10 сентября и второго 23 сентября, хвосты кажется полностью раскачались. По словам Джюитта, он и его коллеги были просто шокированы этим наблюдением.

Хвосты, как казалось, были сформированы в результате взрыва, но не одновременно, отчего исследователи не считают, что те появились как следствие столкновения с другим астероидом.

Если быть точнее, то P/2013 P5 мог выпустить хвосты после бесконтрольного вращения. Ученые предполагают, что давление излучения привело к началу все более ускоряющегося вращения, до тех пор, пока слабая гравитация объекта не смогла больше удерживать материал на поверхности, и тот начал выбрасывать его в различных направлениях в недавнее время.

Исследователи даже зафиксировали, когда по их мнению могли произойти эти выбросы пыли, за время серии вращений с апреля по сентябрь.

И хотя наблюдение за шестихвостным космическим камнем для астрономов уникально, новое исследование подсказывает, что могут существовать еще астероиды, выбрасывающие пыль с поверхности.

«В астронимии так происходит, что после обнаружения одного, вы со временем сможете найти намного больше», заявляет Джюитт. «Для нас это просто удивительный объект, и за ним почти наверняка последуют другие».

P/2013 P5 потерял лишь небольшую часть массы, приблизительно от 100 до 1000 тонн пыли. что представляет небольшую толику от 425 метрового астероида, как говорят ученые.

В то время как P/2013 P5 – это скорее всего на жертва недавнего столкновения, но исследователи полагают, что астероид может быть одним из оставшихся фрагментов намного большего космического камня, который развалился около 200 млн. лет назад. Такой камень скорее всего не содержит воды, как думают ученые, основываясь на предварительных изучениях фрагментов столкновения, которые были на тех же орбитах, что и P/2013 P5, и выпали на Землю в виде метеоритов.