Ученым удалось восстановить нервную систему ракообразного, возрастом 520 млн. лет

Исследователи обнаружили то, что является самой старой полной нервной системой, которая расположена внутри древнего ископаемого, которое плавало под водой около 520 млн. лет назад.

Эта особь скорее всего относится к давно вымершей группе подводных артроподов, называемых мегацераны, что в переводе с греческого означает «большие когти», как отмечается в новостях университета Аризоны.

«Сейчас мы знаем, что мегацераны имели нервную систему, очень схожую с современными крабами и скорпионами», говорит главный автор исследования Николас Страусфелд, профессор из университета в Аризоне, отдела неврологии. «Это означает, что предки пауков их родственников жили бок о бок с предками ракообразных в раннем Кембрии».

Древнее существо имеет размеры около сантиметра, и было обнаружено в юго-западном Китае. Оно является частью вымершего поколения Алактоменус, которое известно такими признаками как длинное сегментированное тело, множественными придатками, и «парой длиных, похожих на ножницы придатков, соединенных с головой» которые по мнению ученых, использовались либо для перемещения, либо для ощупывания.

Команда анализировала ископаемое, используя различные техники получения снимков, которые чувствительны к содержанию железа в окаменелости. Исследователи также использовали компьютерную томографию для восстановления внешнего вида особи в 3D.

«КТ не показала очертания нервной системы достаточно точно», сказал Страусфелд, «в то время как техника лазерного сканирования распределения химических элементов показала отложения железа, обрисовывающие нервную систему настолько же убедительно, но с небольшими отличиями».

После этого исследователи наложили и выделили изображения залежей железа и зеленые сканы КТ. «Мы исключили любые данные изображений, которые не присутствовали на обоих сканах», сказал Страусфелд. «Когда оба наложились, желтый и зеленый дополнили друг друга, открыв сохранившуюся нервную систему как белую структуру, которую мы инвертировали».

В результате показано то, что может быть рентгеновским снимком окаменелости. «Сейчас белые структуры показываются как черные», говорит Страусфелд, «и в результате получилась прекрасная нервная система в мелких деталях».

Считается, что существо имеет такой же мозг, как у скорпиона или паука, которая характеризуется тремя скоплениями ганглий, которые совмещены и включают в себя ганглии из тела существа.

«Другие диагностические особенности включают последующее размещение вскрытия мозга, и организация оптических центров снаружи и внутри мозга, поддерживаемые двумя парами глаз, так же как и у подковобразных крабов», указано в сообщении.

Команда полагает, что большие когти использовались как для захвата, так и для ощупывания. Часть мозга, которая была соединена с этим придатком, могла потом развиться в кусательную часть рта паука.

«Наша новая находка воодушевляющая, так как показывает, что жвалоносные и хелисераты уже сущестовали как две различные эволюционные ветви уже 520 млн. лет назад, что означает, что их общий предок должен был вымереть еще раньше», говорит Страусфелд.