5 научных мифов, которые отказываются разрушаться

Выдача желаемого за действительное и ложные убеждения очень распространены в обществе, однако они вредят людям и сдерживают развитие науки.
В 1997 врачи в юго-западной части Кореи начали предлагать новую услугу – ультразвуковой скрининг (сканирование) для раннего выявления рака щитовидной железы. Впоследствии инициативу подхватили врачи со всей страны, что лишило средств государственные диагностические программы других видов рака. Сотни тысяч граждан воспользовались тестом всего за 30 — 50 долларов.
Количество случаев выявления рака щитовидной железы в Корее значительно увеличилось: с 5 случаев на 100 000 населения в 1999 году до 70 на 100 000 в 2011-м. Две трети этих пациентов прошли операцию по удалению железы или стали принимать серьезные лекарства на многолетней основе. Оба варианта лечения несли много рисков для здоровья.
Таким образом масштабная и дорогостоящая программа по охране здоровья должна была спасти много жизней. Однако не в этот раз. Рак щитовидной железы остается самым распространенным диагнозом рака в Южной Корее, но число людей, которые умирают от этого заболевания осталось неизменным – 1 человек на 100 000 населения. Даже когда корейские врачи поняли это и предложили остановить скрининг в 2014 году, Корейская ассоциация по вопросам щитовидной железы и профессиональные союзы эндокринологов выступили против этого. Аргумент состоял в том, что скрининг и лечение – это базовые права человека.
Идея того, что раннее диагностирование является залогом лечения любого рака, стала чем-то вроде непоколебимой истины.
Слепая вера в скрининг показала, как идеи о биологии человека и его поведение могут распространяться среди людей, в том числе ученых, хотя наука и продемонстрировала ошибочность этой теории.
«Ученые думают, что они слишком объективны, чтобы верить во что-то настолько фольклорное, как миф», — объясняет Николас Спитцер, директор Института Мозга Кавли при Университете Колумбии.
Все эти мифы обычно возникают из крошечного факта – раннее диагностирование действительно спасает жизни в случае некоторых типов рака – и процветают на почве страха перед смертью.
Однако они могут также навредить, заставляя людей выбирать ненужное лечение или приобрести дорогие препараты. К тому же, они могут мешать действительно перспективным исследованиям, отвлекая ученых или узурпируя грантовые ресурсы. Поэтому нужно не только развенчивать устаревшие мифы, но и препятствовать созданию новых.
Некоторые мифы стойко существуют очень много времени: ВИЧ не приводит к СПИДу, вакцинация разрушает иммунитет, и тому подобное.

В издании Nature привели 5 вредных научных мифов, которые отказываются умирать.
Миф 1: скрининг спасает жизни при всех типах рака
Регулярное сканирование может быть полезным в случае некоторых групп риска, среди которых рак легких, шейки матки и прямой кишки. Однако этот метод не распространяется на все случаи раковых опухолей. Впрочем, пациенты и врачи продолжают отчаянно защищать такой подход.
Мнение о раннем диагностировании как залоге лечения рака возникло в начале 20-го века. Однако большая выборка различных исследований рака простаты, груди, щитовидной железы, показала, что скрининг не гарантирует сохранение жизни, как это рекламируется.
В рамках программы Кокрановского сотрудничества (Cochrane Collaboration,  — международная некоммерческая организация, изучающая эффективность медицинских технологий путём критической оценки, анализа и синтеза результатов научных исследований по строгой систематизированной методологии, которую «Сотрудничество» постоянно совершенствует), обработала 341342 клинических случая, в результате чего было установлено, что раннее диагностирование скринингом существенно не повлияло на количество летальных исходов.
Миф 2: антиоксиданты хорошие, а свободные радикалы – плохие
В далеком 1945 году жена химика Денхама Гармана предложила мужу просмотреть статью в журнале для домохозяек под названием «Завтра ты можешь быть моложе». Эта статья разожгла в нем интерес к проблеме старения. Много лет спустя, работая научным сотрудником в Университете Калифорнии в Беркли, он «получил яблоком по голове». Ученый пришел к выводу, что старение является результатом разрушения клеток под действием свободных радикалов – реактивных молекул, образующихся в процессе обмена веществ (метаболизма).

Много ученых сплотилось вокруг этой теории старения от радикалов, вместе с идеей, что антиоксиданты нейтрализуют молекулы свободных радикалов. В 90-е теория стала популярной, поэтому люди начали принимать добавки с антиоксидантами – витамином С, бета-каротином. Теория свободных радикалов стала одной из немногих, которая вошла в общество, стала в один ряд с гравитацией и теорией относительности.
В начале 2000-х годов ученые попытались найти экспериментальное подтверждение популярной теории: в лаборатории вывели генетически модифицированных мышей, организмы которых производили избыточное количество свободных радикалов, но они не стали жить меньше обычного. Мыши с чрезмерным уровнем антиоксидантов тоже не прожили дольше средней продолжительности жизни. Это был значимый результат получения негативных результатов, которые необходимо было опубликовать.

Теория свободных радикалов была неким «Созданием, которое мы пытались убить. Мы продолжали стрелять в него пулями, но оно просто не умирало», — рассказал Дэвид Джемс из Университета Колледж Лондон, который первым опубликовал результаты исследования, которые опровергали мейнстрим.
Впоследствии было установлено, что препараты с антиоксидантами нивелируют положительный эффект от физических упражнений, а впоследствии и то, что они связаны с высоким уровнем смертности.

Ни одно из исследований не остановило коммерческий бум вокруг теории свободных радикалов. Рынок антиоксидантов продолжает расти – к 2020 году он должен достичь 3,1 миллиарда долларов. Похоже, что многие хорошо зарабатывает на этом научном мифе.
Миф 3: люди имеют исключительно большой мозг
Человеческий мозг, действительно, считается венцом эволюции, однако наиболее популярной его особенностью очень часто называют чрезвычайно большое количество клеток. Миф о необычно большом мозге пропорционально телу остается распространенным, но дело совсем не в плотности нейронов и вспомогательных клеток (глии).

Мозг человека, действительно, в 7 раз больше, чем мы ожидали бы увидеть у животных подобного размера. Но мыши и дельфины имеют такие же пропорции, а некоторые птицы – даже большее соотношение.
«Наш мозг отвечает правилам масштабирования. У нас пропорциональный мозг приматов», — объясняет Шервуд, антрополог и биолог из Университа Джорджа Вашингтона, США.
Спекуляция также коснулась определения количества клеток головного мозга человека. Книги и статьи приводят цифру 100 миллиардов клеток, однако более точные расчеты говорят об около 86 миллиардах. Вряд ли стоит списывать это на округление, ведь 14 миллиардов клеток содержат два мозга макаки.
Homo sapiens отличается не столько размерами мозга, сколько эволюционно развитой корой, которая отвечает за мышление и язык, а также сложными связями между удаленными участками мозга.
Шервуд отметил, что чрезмерная вера в значимость количества клеток сыграла не в пользу нейрологии. Малоисследованным остались действительно важные особенности мозга человека, среди которых интенсивный метаболизм и энергетическое насыщение. По его мнению, эти факты действительно отличают мозг человека, и это никак не связано с количеством клеток.
Миф 4: лучше учатся те, кто выбирает удобный сенсорный метод
Иногда можно услышать, что существует неоспоримое преимущество в обучении по выбранному методу, отдавая предпочтение визуальной информации, или только вербальной. Однако многочисленные примеры учебных программ показали, что наибольших успехов в овладении материала достигают ученики, которым преподают комбинированный материал.
Несмотря на очевидный миф, многие ученые продолжают ссылаться в своих работах на многочисленные публикации о стиле и методах обучения.
Миф 5: население планеты растет экспоненциально, поэтому мы обречены

Страх перед лицом перенаселения планеты появился в 1798 году вместе с работой Томаса Мальтуса, который предрекал ужасный сценарий неконтролируемого увеличения населения планеты по экспоненте, что должно было привести к голоду и бедности.
Однако человеческая популяция не росла и не растет экспоненциально, объясняет Джоэл Коэн, исследователь популяций в Университете Рокфеллера, Нью-Йорк. Сейчас человечество увеличивается в два раза медленнее, чем это было до 1965 года. Сегодня человечество насчитывает около 7,3 миллиарда человек. Ожидается, что эта цифра увеличится до 9,7 миллиардов к 2050 году.
Кроме того, человечеству есть, что есть. По данным Департамента ООН по сельскому хозяйству и пищевых продуктов, темпы роста производства продовольствия опережают увеличение населения. Сегодня люди выращивают достаточно калорий, чтобы накормить от 10 до 12 миллиардов человек. Тем не менее, голод и недоедание присутствуют в современном мире. В основном это связано с нерациональным распределением ресурсов: 55% урожаев отдаются на корм скоту или перерабатываются на топливо и другие материалы. Но даже то, что остается, не достается беднякам – у богатых много, у бедных – мало. И хотя питьевой воды на планете также вдоволь, 1,2 миллиарда людей живут в регионах, где ее трудно найти.
«Перенаселение – это в действительности не перенаселение. Это проблема бедности», — говорит американский демограф Николас Эберштадт.
Социологи и биологи продолжают обсуждать вопрос перенаселения и его причин, хотя должны думать над тем, как обеспечить население, которое увеличивается, и победить бедность.

Другие медицинские мифы, которые трудно разрушить

Вакцинация вызывает аутизм
Хотя вакцинация иногда может привести к некоторым побочным эффектам, ученые неоднократно опровергали связь между вакциной и неврологическими заболеваниями.
Парацетамол (ацетаминофен) работает по известному механизму
Несмотря на большую популярность этих лекарств, существуют только догадки о том, каким образом действует парацетамол и другие общеизвестные лекарства.
Мозг изолирован от иммунной системы
Недавно было установлено, что мозг не только имеет собственные иммунные клетки, но и соединяется с иммунной системой организма через лимфатическую систему.

Гомеопатия работает