Многозадачность кажется отличным способом сделать много дел одновременно. Однако исследования показывают, что наш мозг справляется с несколькими задачами не так уж хорошо, а привычка заглядывать в Facebook или отвечать на сообщения во время работы может снизить производительность на целых 40%.
Почему многозадачность – не повод для гордости
Человек научился мастерски жонглировать делами благодаря развитым исполнительным функциям – высокоуровневым процессам, которые позволяют ему ставить цели, планировать текущие действия и избирательно уделять внимание нужным стимулам. Из-за большого количества и доступности информационных технологий в XXI веке многозадачность стала привычной.
В начале 2000-х психологи Джошуа Рубинштейн, Джеффри Эванс и Дэвид Мейер установили, что процесс исполнительного контроля состоит из двух этапов: первый известный как смещение цели (решение сделать одну вещь вместо другой), второй – как активация роли (перенастройки правил для выполнения новой задачи).
В ходе экспериментов Рубинштейн, Эванс и Мейер измерили количество потерянного времени при неоднократном переключении между двумя задачами различной сложности и новизны. Оказалось, что при многозадачности участники всегда теряли время, и чем сложнее и были необычные задания, тем больше времени тратилось впустую.
Скрытая угроза многозадачности
В исследования 2009 года профессор Стэнфордского университета Клиффорд Насс обнаружил, что люди, которые считали себя эффективными суперзадачниками, в тестах плохо справлялись с отделением информации от несущественной. Также они чувствовали больше трудностей при переходе от одной задачи к другой, показали худшую интеллектуальную эффективность и память.
Хотя исследований на эту тему все еще недостаточно, профессор Нассо не считает ущерб от многозадочности постоянным.
По словам профессора Насса, продуктивному человеку следует ограничиться лишь двумя задачами, которыми он мог бы манипулировать в работе. Но это не значит, что на них можно отвлекаться в любое время. Хорошей альтернативой он называет «правило 20 минут»: вместо того, чтобы постоянно переключаться с одной задачи на другую, постарайтесь полностью посвятить свое внимание одному делу в течение 20 минут, а потом переходить к следующему.
Другой популярной техникой является метод Помидора, предложенный итальянским студентом Франческо Черилло в конце 1980-х. Он предусматривает разделение задач на 25-минутные периоды, между которыми человек может делать короткие (3-5 минут) и длинные (15-30 минут) перерывы.
19 января 2025
Действительно ли собаки-терапевты «любят» свою работу?