Ужасы каменного века сильно преувеличены: неандертальцы рисковали своей жизнью не более, чем люди современного типа – ученые

Несмотря на распространенные в историческом мире представления, неандертальцам не нужно было постоянно рисковать своей жизнью, вступая в близкий контакт с жертвой во время охоты.
Представление о полной опасностей жизни неандертальцев, которым без сложного оружия постоянно приходилось вступать в рискованные столкновения с представителями доисторической мегафауны, такими, как шерстистые носороги и мамонты, оказалось преувеличенным. Об этом сообщает ScienceMag со ссылкой на статью в журнале Nature.
Исследование антропологов из Тюбингенского университета (Германия) установило, что жизнь неандертальцев была не более опасной, чем повседневная жизнь людей современного типа, по крайней мере, тяжелые травмы черепа они получали с такой же небольшой частотой.

Ученые проанализировали имеющуюся в научной литературе информацию об останках 114 неандертальцев и 80 человек современного типа, живших в Европе 80-20 тысяч лет назад, а также останки более 800 скелетов времен каменного века: 245 – неандертальцев и 541 – современных людей.
Только 39 костей черепа – 14 неандертальцев и 25 человек современного типа – имели признаки повреждения в результате травмы, что составляет по 5% для двух видов, причем в обоих случаях такие травмы чаще случались у мужчин. Таким образом, между обоими видами не было особой разницы в этом вопросе.
Впрочем, ученые обнаружили и определенное различие – среди останков неандертальцев травмы черепа чаще встречались у молодых людей в возрасте до 30 лет – в 9 случаях из 14, в то время среди 25 останков людей современного типа с травмами черепа молодежи принадлежало только 7. Вполне возможно, что молодые неандертальцы рисковали больше, чем молодые члены групп людей современного типа.
Таким образом, распространенные представления о неандертальцах, как об отчаянных охотниках, которым приходилось со своими короткими копьями и ножами во время охоты постоянно сходиться с добычей в опасных для жизни схватках, скорее всего, не соответствуют действительности. По мнению ученых, результаты исследования показывают, что люди этого вида не пренебрегали мерами, которые делали охоты более безопасными – загоняли добычу в природные ловушки в ландшафте или сотрудничали во время охоты, чтобы уменьшить вероятность получения травм.
Напомним, результаты ДНК-анализа показывают, что первые люди современного типа появились на Земле более 300 тысяч лет назад.