Мы можем повысить свой интеллектуальный потенциал, однако сделать это не так просто, как обещают авторы многочисленных тренингов.
Можно ли стать умнее благодаря специальным тренировкам? Такая идея основывается на теории пластичности мозга: независимо от того, сколько нам лет и что мы достигли в жизни, наш мозг постоянно меняется, чтобы приспособиться к новому опыту.
Эта теория основана на многолетних научных исследованиях, которые в конечном итоге привели к созданию многомиллиардной индустрии по тренировке мозга. Но есть одно «но». Когда ученые задавались вопросом, способны ли специальные тренировочные игры сделать человека умнее, ответ был один: нет.
Кэролайн Уильямс (Caroline Williams), автор книги о контроле над разумом (Override: My Quest To Go Beyond Brain Training and Take Control of My Mind), последние два года посвятила поиску ответа на вопрос, почему так происходит и что мы можем сделать для того, чтобы научиться максимально использовать потенциал своего мозга.
«Вооружившись списком покупок для самосовершенствования – от тренингов по расширению внимания до развития способности ориентироваться на местности, — я принялась искать то, что должно иметь научное обоснование. Мой мозг стимулировали магнитными импульсами, меня учили медитировать … и я поняла, что подобные игры помогают усовершенствоваться в конкретном направлении, но в то же время отнюдь не улучшают общее состояние, «тренированность» мозга », — делится Кэролайн.
Однако новая волна нейронауки может предложить лучший путь. В последние годы нейрофизиологи изучают коннектом – структуру связей в нервной системе организма, — чтобы выяснить, как отдельные участки, связанные с нейронными сетями, и как деятельность этих сетей отличается у разных людей. Это важно, поскольку различия в способностях, вероятно, сводятся к тому, насколько хорошо мозг способен комбинировать информацию из различных участков, чтобы создать нечто большее, чем просто сумму его частей.
То есть вместо того, чтобы стремиться к укреплению конкретных участков мозга, есть смысл работать над тем, чтобы научиться привлекать различные нейронные сети в зависимости от поставленной задачи. Это звучит сложнее, чем очередная тренировочная игра, но в целом вполне достижимо.
«Работая с учеными из Бостонской лаборатории внимания и обучения, я поняла, что для длительного сосредоточения на объекте важно не укреплять нейронные сети, необходимые для фокусировки, как я считала раньше. Суть в том, чтобы позволить мозгу переходить от жесткого сосредоточения в бесцельное блуждание, поскольку эти два состояния привлекают две различные схемы (дорсальная система внимания и система режима по умолчанию соответственно) », — пояснила Уильямс.
Задача состояла в том, чтобы в течение 12 минут нажимать на одни изображения и игнорировать другие с целью нахождения баланса между двумя этими психическими состояниями, оставаясь в достаточной степени сосредоточенными.
Впоследствии подобный навык автору удавалось применить во время плавания в бассейне и некоторых формах медитации. По ее словам, это может работать с любым видом деятельности, требующей концентрации, однако не очень сильной: например, игра на музыкальном инструменте, мелкая работа руками, пение в хоре.
Аналогично пришло понимание того, что для улучшения математических способностей надо не тренироваться считать в уме, а учиться контролировать свой страх относительно вычислений.
«Мой страх отвлекал энергию от схем, которые были нужны для решения задачи, поэтому ученые из Бостонской лаборатории блокировали электрическими импульсами нейронные связи, отвечающие за эмоции, позволив таким образом направить всю энергию туда, куда нужно. В то же время такое влияние не является обязательным – ученые утверждают, что замедление действий и расслабление имеет аналогичный эффект », — рассказала Кэролайн.
Подобные исследования свидетельствуют о том, что полностью отказываться от идеи тренировки мозга не стоит. Достичь значительных изменений можно, но только не путем манипуляций с «двигателем», а путем обучения «вождения».