Интернациональная команда биологов расшифровала геном лотоса

70 ученых, которые приняли участие в исследовании, обнаружили секрет лотоса, с помощью которого он может выживать даже в самых экстремальных условиях очень долго. Ученые из Японии, США, Австралии и Китая сделали расшифровку генома лотоса, который поможет ученым найти секрет долголетия.

«Геном лотоса чрезвычайно древний, но после расшифровки мы сможем его прочитать, как алфавит, — сказал в своем докладе Джейн Шен-Миллер. – Молекулярные биологи сейчас имеют возможность определить, как его гены проявляют себя во время стресса, и определить, почему семена лотоса могут просуществовать примерно 1300 лет. Это будет первым шагом к изучению того, какие секреты долголетия скрывает цветок священного лотоса».

Лотос, который символизирует долговечность и духовную чистоту, умеет выживать при экстремальных погодных условиях, а его семена могут быть жизнеспособны на протяжении столетий. Спустя века, белки в семенах лотоса могут сохранять способность к прорастанию даже при очень плохих условиях.

«Для того, чтобы уметь выживать в течении такого долгого времени в семенах лотоса должны быть гены, которые воспроизводят белок, поврежденный неблагоприятной окружающей средой. Данный набор генов представляет собой уникальный механизм, который мы хотим исследовать в первую очередь», — заявил Шен Миллер в своем интервью.

Шен Миллер также сообщил, что большинство белка в семенах лотоса остается жидким даже при температуре выше 100 градусов Цельсия. Белки, которые могут выживать при такой температуре, очень необходимы для выживания в агрессивной внешней среде. В начале 90-ых годов Шен Миллер работал в исследовательской группе UCLA, которая работала в северо-восточной части Китая.

У них получилось прорастить семена лотоса, которому около 1300 лет, которое они обнаружили на дне озера. Это отличный результат, учитывая тот факт, что многие семена хранят функцию прорастания не больше двадцати лет. Это одно из самых старых пророщенных семян, чей возраст был подтвержден путем проведения анализа.

В 1996 году было проведено еще одно исследование в Китае. Исследователи вместе с фермерами в провинции Ляонин собрали семена лотоса, которым уже около 500 лет. Больше 80 процентов из них смогли сохранить жизнеспособность, что указывало на присутствие генетического механизма, который заменяет поврежденные белки, неизбежно появляющиеся за сотни лет. Из-за необычного набора генов лотос имеет преимущество в выживании. Его листья умеют отталкивать воду и грязь, цветки создают тепло, а на поверхности плодов есть слой из воска и антибиотиков, который поддерживает жизнеспособность семян.

Люди часто путают лотосы с водяными лилиями, но они совершенно разные. Исследователи дали такое описание: «Цветок лотоса поднимается над водой, символизирую своей чистотой взлет над нечистой землей. Его большие цветы имеют идеальную форму, размером с птицу».

Понимание механизма восстановления белков в семенах лотоса могло бы дать толчок для понимания того факта, как у семян получается сопротивляться старению. Недавно обнаруженный ген дал зеленый свет для исследований во всех сферах биологии. И это только первые шаги.