Когда-то на Руси народ жил так вольготно и просторно, что место для дома можно было выбирать. И к делу подходили ответственно, чтобы семье в новом жилище было удобно, хорошо и — сегодня бы сказали — по фэн-шую. Так оно приблизительно и было: выбор места, где построить дом проходил в несколько этапов.
И если дома на Руси были, главным образом, деревянными, то для возведения каменных храмов на Русь были приглашены византийские зодчие. Первым таким монументальным зданием в 996 году стала высокая просторная церковь Богородицы. На её содержание князь Владимир определил десять процентов своего дохода — вот почему церковь стала называться Десятинной.
Для тех времен это было впечатляющее сооружение: с прекрасными византийскими мозаиками, фресками, золотой и серебряной церковной утварью. Место для строительства церкви определяли тщательным образом, но такими же способами, как и для жилого дома. Главное было — избежать геопатогенных зон, которые тогда звались просто нехорошими местами.
Набор важных суеверий при выборе места для дома
Даже если на деревне полным-полно свободного места, дом должен был стоять в хорошем. Проверяли так: ставили на это место чугунок и сажали в него паука. Если он принимался ткать паутину, то это к счастью. Изба будет счастливой.
Зимой пауков не найти, а место приметить для будущего дома нужно. Применяли хлебный метод. Когда караваи сажали в печь, один из них условно «закреплялся» за будущей постройкой. И если сигнальный каравай был красивым и пропеченным, то избе быть счастливой. А если нет, то строить на этом месте дом не рекомендовалось — домочадцы подвергались опасности.
Плотники и зодчие
Дома на Руси строил не хозяин, он лишь нанимал плотницкую артель и пояснял, что от строителей требуется. Пояснял со всем уважением, ведь в древности мастерство плотников относили к высокодуховному, даже артели подразделялись на «нечистые» и «святые». Профессия деревянного зодчего отлично оплачивалась и была уважаемой, часто ее передавали от отца к сыну.
В силу традиции плотники, которые занимались рубкой избушек и хозяйственных построек, назывались «нечистыми», а народ наделял их особыми сверхспособностями. Вроде колдунов и магов. Поэтому ругаться с плотниками, которым строят тебе дом, считалось недопустимым: вдруг поселят в новом доме вредного домовёнка Кузю?
Зато плотники, что занимались возведением церквей, считались святыми. И квалификация у таких артелей была повыше: в трудовом коллективе непременно был художник, зодчий, декоратор и своего рода дизайнер помещений. Каменщики из таких артелей были на вес золота — это был прообраз инженера-строителя, умнейшего человека!