Не спасти царскую семью: почему Георг V отказал в помощи своему кузену Николаю II

Династия Романовых была низложена в 1917 году в феврале, но физически семья императора исчезла лишь 15 месяцев спустя — в ночь на 17 июля 1918 года. Подробности операции, проведенной в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге, известны всем: архивы давно открыты, исполнители известны. Единственным неизвестным является факт — никто из родственников императорской семьи Николая II пальцем не пошевелил, чтобы спасти Романовых. Даже король Англии Георг V — двоюродный брат Николая.

Отношения с родственниками у всех в мире развиваются по одному образцу — чем дальше, тем роднее. Пока английский король Георг Пятый ездил в гости к российскому двоюродному братцу и наоборот, они чудесно ладили. И в юности, и в зрелые годы. Называя друг друга не иначе как «милый Джорджи» и «старина Ники», братья чудесно проводили время в своих бесчисленных поместьях. Охота, теннис, балы и позирование фотографам — занятия нехлопотные, не требующие самопожертвования или принятия неудобных решений.

Революция в России изменила в стране всё, изменила она и жизнь царя Николая II и его семьи. Когда в феврале 1917 года император подписал акт об отречении от престола, он рассчитывал, что ему дадут выехать за границу, где он продолжит жить как частное лицо. Никто и не препятствовал выезду Романовых через порт Романов (ныне Мурманск) в запланированную Николаем Англию. Только вот британские родственники тянули с ответом — Джорджи в Лондоне просчитывал последствия.

Какие отношения связывали Николая II и Георга V?

Николай II и Георг V были двоюродными братьями: их матери были родными сестрами. Внешнее сходство кузенов многих ставило в тупик — просто братья-близнецы! Да и по душевному складу они были схожи: элегичные молодые люди, обожавшие домашний уют и не любившие бывать на публике.

Монархи были дружны с самого детства: каждое лето проводили вместе в Дании, на родине своих мам (дочерей датского короля). Николай Второй укрепил детские узы и несколько снизил напряжение, традиционно присутствовавшее в политических отношениях между Россией и Англией — сильными морскими державами.

Дружба, казалось, должна длиться вечно, раз на престолах восседают такие спокойные образованные молодые люди, Георг и Николай. Однако история не любит сослагательного наклонения, и события 1917 года это доказали.

Романовы не имели настоящих друзей, только слуг

Надо отметить, что у Николая Второго не один только Георг был родственником: любая европейская династия так или иначе числилась у Романовых в родословной. Но после революционных вихрей 1905 года к Романовым стали приглядываться пристальнее, гадая, что же будет с российским самодержцем, ведь устои монархии уже начинали пошатываться. А поражение в Первой мировой войне разметали в пух и прах авторитет Николая Второго как главы государства.

Октябрьская революция 1917 года уже унаследовала отрекшегося царя, который спокойно с семьей жил в Царском Селе и его проблему — некуда бежать, поскольку никому он нужен.

Николай II пережил 15 месяцев ада, видя предательство родственников

На этом портрете изображен Георг Пятый — король Англии, отказавший брату-кузену в праве на постой. Начиная со второго марта 1917 года, когда Николай II отрекся от короны Российской империи, судьба бывшего главы государства была предметом жарких дискуссий по всей Европе.

Сам же Николай все эти 15 месяцев жил в сущем аду, ведь он не мог не понимать, что его предают. Медленно и потому еще более мучительно. Для Временного правительства пусть бывший, но живой монарх на территории страны — это очаг заговоров, поэтому они всеми фибрами желали, чтобы Николай покинул страну. Дело было за малым — императорскую семью никто не торопился принимать.

Писатели Томас Манн и Герберт Уэллс полагали, что династии Европы опасались предоставлять убежище «старине Ники» из-за возможных последствий. Король Георг Пятый боялся того же — свержения монархии по примеру российскому. Все эти коронованные люди прекрасно отдавали себе отчет, что их власть — декоративная, дутая, не имеющая под собой ничего, кроме многовекового мифа о некой надмирности.

Так месяц за месяцем, тянули с ответом все, а «милый Джорджи» прятался за мнением парламента. Трусости Георга можно противопоставить твердость британского правительства: 22 марта 1917 года кабмин официально заявил, что Великобритания готова принять царскую семью у себя. Но Георг V резко стал рефлексировать и даже посоветовал главе МИДА «пересмотреть позицию по вопросу Романовых». Согласно документам, «милый Джорджи» банально струсил. Он лепетал о том, что  стоит «предложить российскому правительству, чтобы оно приняло какой-либо другой план относительно будущего места жительства их императорских величеств».

Во все времена поступок короля Англии квалифицируется как предательство. Сегодня в России царя давно нет, а в Англии царствует Елизавета II — идеальная королева, которую уважают все. Именно внучке трусливого Джорджи удалось привить народу максимально возможный пиетет к королевской семье, несмотря на то, что та, по сути — просто красивая декорация.

Комментарии

Ваше мнение

Выбор редакции