«Голосовое мошенничество» — распространенный способ получения денежных средств с чужих счетов и совершения дорогостоящих покупок с использованием чужих банковских счетов. Мошенники используют наработанные приемы общения с операторами центров связи банков, расчетных центров и магазинов для прохождения голосовой аутентификации от имени клиента.
Компания NICE Systems из Израиля разработала и выпустила на рынок специализированную систему разоблачения мошенников по характерным параметрам их голоса. Программа работает с использованием принципа сопоставления голоса звонящего в колл-центр клиента с голосами мошенников, данные о которых хранятся в постоянно обновляемой базе данных.
На рынке мошеннических услуг – а такой тоже существует! – есть посредники, предоставляющие хорошо подготовленных дикторов, которые способны вести разговор с сотрудником банка по телефону, успешно выдавая себя за клиента. Данные о его карточке или номере счета предварительно похищаются из социальной сети или иных доступных для проникновения и получения информации ресурсов. Злоумышленник имитирует голос и интонации клиента столь успешно, что подготовленные операторы могут не распознать подмену.
Слабым звеном системы обмана оказалась кадровая сторона – количество людей, способных успешно проводить обработку оператора голосом, ограниченно, и израильская компания провела работу по сбору образцов голоса. Проанализировав индивидуальные, неизменяемы, как отпечатки пальцев, особенности голосов, разработчики создали базу данных, благодаря которой еще на этапе тестирования было пресечено не менее ста попыток несанкционированного использования средств пользователей банков и магазинов. Ложные срабатывания составили не более полутора процентов от общего числа обработанных сообщений.