Грузинские археологические находки помогут в понимании этапов развития человека

Как известно, современному состоянию человека предшествовало несколько стадий развития. Этапы эволюции помогают отследить кости «предшественников», обнаруживаемые учеными в разных уголках планеты. При этом подобная находка может дать неожиданные результаты.

В грузи, например, в ходе раскопок в Дманиси, группой ученых, в состав которой входил и руководитель Национального музея страны – Давид Лордкипанидзе, был обнаружен череп, примерный возраст которого составляет 1,8 миллиона лет. Примечательна не сама цифра, а особенности останков и предыдущие находки.

Исходя из размера черепной коробки, ученые определили, что объем мозга объекта не превышал 550 см. куб., что соответствует показателям австралопитека. При этом большие зубы и вытянутое лицо скорее соответствуют роду Homo.

Помимо последней находки, за прошедшие 20 лет на территории Дманиси представителями Национального музея, под руководством Лордкипанидзе было обнаружено еще 4 скелета предков человека. Местонахождение останков и расположенные рядом кости животных (в частности – европейского гепарда и саблезубой кошки) указывает на то, что покойные стали добычей хищников. Норы, где они находились, могли быть открытыми на протяжении 200 лет.

Локализация костей, а также результаты компьютерных исследований, указывает на то, что их владельцы жили на одной территории примерно в одно время и, следовательно, могут быть причислены к одному виду человеческих предков из рода Homo.

При этом характеристики говорят об обратном и, если бы кости не были найдены на одной территории, исследователи вряд ли бы задумались о возможности их родства.

По мнению ученых, все 5 скелетов Дманиси могут быть отнесены к виду Homo erectus. Отличия в строении их черепов можно объяснить возрастными особенностями и разным полом останков, кости принадлежат подростку, двум взрослым и одному пожилому мужчине, а также – молодой женщине. Наблюдаемые отличия в строении схожи с теми, которые присутствуют у проживающих сейчас людей или человекообразных обезьян (в частности — шимпанзе).