И дело не только в глобальном потеплении. На прошлой неделе власти Швеции пошли на необычный шаг. Стокгольм обратился к международному сообществу с просьбой помочь обуздать эпидемию лесных пожаров, которая продолжается уже несколько дней. После нескольких месяцев без дождей наступили недели высоких температур, которые превратили леса в стране в пороховую бочку.
Поэтому результат был неизбежным. По состоянию на конец прошлой недели в Швеции насчитывалось 50 очагов возгорания, десяток из которых – за полярным кругом. Будучи страной, которая славится прохладой и снегом, Швеция была не готова разобраться с такой ситуацией, пишет The Guardian, отмечая, что на призыв шведской власти откликнулись Норвегия и Италия. Однако, чрезвычайная ситуация в скандинавской стране – не новинка в Северном полушарии летом. В Северной Европе, Северной Америке, Африке и даже Арктике температура в этом году бьет все рекорды. В Канаде из-за жары погибли десятки людей. В Великобритании по той же причине расплавилась крыша Научного центра в Глазго.
Но что же стало причиной столь невыносимой погоды? Что стоит за всеми пожарами, изуродованным имуществом и температурными рекордами? Ответ на эти вопросы прост и кроется в сложной природе системы погоды на нашей планете.
Большинство ученых в первую очередь тыкают пальцем на факторы, связанные с глобальным потеплением. Это наиболее очевидное объяснение. Впрочем, есть и те, кто замечают, что переоценивать роль климатических изменений в нынешней рекордной жаре не стоит. «Действительно, трудно не поверить, что климатические изменения сыграли роль в том, что происходит сейчас в мире. В последние недели были зафиксированы экстремальные температурные рекорды. Однако следует правильно оценивать влияние климатических изменений и четко понимать, что есть и другие факторы », — сказал Дэн Митчелл из Университета Бристоля.
Один из этих «других» факторов – высотные струйные потоки. Это узкие и быстрые воздушные течения, которые пролегают на высоте более 10 километров от поверхности Земли и движутся с запада на восток, воздействуя на погоду по всему миру. Когда они интенсивные, происходят штормы.
А бывают и случаи, когда эти потоки слабые. Поэтому на планете основном спокойная и солнечная погода. И именно это происходит сейчас. «Высотные струйные потоки сейчас очень слабы. В результате высокое атмосферное давление сохраняется в течение длительного периода над одними и теми же регионами », — добавил Митчелл.
Среди других факторов, которые принесли жару в Северное полушарие Земли, — изменение температуры воды на поверхности северной части Атлантического океана. Этот феномен называют Североатлантической осцилляцией. «На самом деле, ситуация очень похожа на ту, которую мы наблюдали в 1976 году, когда у нас были такие же температуры воды в Атлантическом океане и неизменные воздушные потоки, которые сохраняли высокое давление над определенными регионами в течение длительного времени», — пояснил профессор Адам Скейф с метеорологической службы. Он добавил, что тогда, в 1976 году, Великобритания переживала наиболее жаркое и засушливое лето в 20-м веке. Однако профессор Тим Осборн, возглавляющий подразделение изучения климата в Университете Восточной Англии, указывает на одну очень серьезную разницу между нынешней жарой, и той, которая наблюдалась 42 года назад. «Основа, на которую опираются эти процессы, очень разные. С 1976 года мы пережили несколько десятилетий глобального потепления, вызванного ростом углеродных выбросов в атмосферу, которое сильно повысило основную температуру на планете », — отметил ученый. Он пояснил, что из-за этого жара вследствие замедления высотных струйных потоков будет наблюдаться все чаще. И она будет все жестче, потому что мир не сможет сдержать рост глобальной температуры менее чем на 2 градуса Цельси в этом столетии.