Какая старость ожидала раба в древности

Рабство — это неотъемлемая черта человеческой цивилизации. Очень мало территорий на планете избежали этого позорного явления. Раб рождался, рос, мужал и хирел — все эти стадии влияли на его цену на невольничьем рынке. Как же поступали с постаревшими рабами и рабынями?

Первый вариант, как избавиться от ослабевшего (в силу возраста или болезни) раба — это срочная перепродажа, считали в Древнем Риме. По сведениям, оставленным Марком Катоном-Старшим (II век до н.э.), раб приравнивался к скотине, это был «говорящий инструмент». Писатель, владевший немалым числом невольником, советовал избавляться от стареющих экземпляров.

Куда свозили старых рабов в Древнем Риме

Если же раб начинал болеть и терял весь свой смысл для хозяина, то закон предусматривал вывоз человека на остров Эскулапа – небольшой участок суши площадью 0,018 км² на реке Тибр.

Древнеримский сенат с 293 года до н.э. дал острову официальный статус карантинной зоны. Туда стали свозить не только рабов, но также больных граждан во время эпидемий чумы. И вот что интересно: раб, оставленный хозяином на острове, автоматически признавался свободным человеком. Так повелел император Клавдий, и мудрости в таком решении был ноль. Получалось, раб не мог покинуть остров, но ввиду отсутствия какой-либо инфраструктуры и еды, люди попросту мёрли сотнями на том проклятом островке.

Сегодня это часть Рима, здесь построили церковь и несколько памятных зданий. И дело не столько в острове, сколько в наплевательском отношении к человеческой жизни. Закон не позволял хозяину раба даровать ему свободу. Так что постаревшей рабыне или рабу на склоне лет некуда было идти. Они просто погибали в городе, а местная стража находила бывшего хозяина по клейму на трупе и выписывала ему штраф.

Иными словами, в Древнем Риме судьба раба была в руках хозяина и зависела от его фантазии.

Восток — дело тонкое, особенно в рабовладельческом аспекте

Рабство на Ближнем Востоке сильнее всего было распространено в Османской империи. Кстати, ислам запрещал кабалить единоверцев и поощрял освобождение невольников, уверовавших в пророка.

В Аравии даже крепостного права не было, а невольники ближневосточного региона трудились, главным образом, в таких сферах:

  • прислуживали в домах и кофейнях,
  • торговали,
  • служили во флоте и армии,
  • работали в администрации или борделях.

Отдельной строкой надо выделить невольниц: львиная доля этого контингента была наложницами, куртизанками и прочего рода работницами секс-индустрии. Разумеется, постарев, эти бедные женщины никому не были интересны. Как отмечает историк Роналд Сигал, в исламской работорговле женщин вдвое было больше мужчин. То есть, ежегодно в тираж выходили огромные толпы невольниц. И если мусульманки проститутками не работали, а прислуживали одному мужчине-хозяину, то христианок с возрастом просто выгоняли на улицу.

Куда в США девали старых рабов

Книжку «Хижина дяди Тома» читали, это был обязательный пункт из списка внеклассного чтения для учеников 3 класса. Гарриет Бичер-Стоу описала подробнейшим образом быт и течение жизни раба по имени Том, но детский ум вряд ли мог постичь, что официально проблема больных и старых рабов в США никак не решалась.

Всё отдавалось на откуп хозяину, если он решал, что раба нужно лечить, его лечили. Выгнать — его выгоняли, и прочее. Постаревшего раба, который был уже не в силах приносить доход своим бесплатным трудом, просто передавали местной общине.

Удивительно, но факт: рабы могли заводить семью, и в этом случае на старости лет о них заботилась такая же рабская семья. Разумеется, никакой пенсии и особого отношения ему не полагалось. Раб тихо угасал, не выходя из хижины и не расстраивая своим ослабевшим видом собратьев и хозяина.

Комментарии

Ваше мнение

Выбор редакции