Ученые обнаружили самый древний письменный язык человечества

Если ранее аксиомой было то, что первая письменность принадлежит шумерам Двуречья-Месопотамии, то сейчас ситуация в корне изменилась. Найдены более старые системы письма. Однако на данный момент их не могут расшифровать.

На фоне всех новых открытий даже стали поговаривать, что первоначальную письменность человечество получило извне, например, от пришельцев с другой планеты. Примечательно, что эта гипотеза сейчас всерьез обсуждается в научном сообществе, ведь не могла же массовая грамотность возникнуть «из ниоткуда».

Почему появились сомнения?

При изучении шумерской письменности ученые смогли проследить трансформацию идеографического (фигурного) письма в клинопись. Но сразу появился вопрос — если клинопись шумеров появилась из фигурного письма, то из чего появилось фигурное письмо? Почему не удается обнаружить шумерскую пиктографию (своего рода пред-письменность)? Посчитали, что шумеры пришли в Двуречье из других земель и просто присвоили себе письменность тех, кто жил в этом месте до них. Предположили, что шумеры украли письменность у «убаидцев», поэтому их систему письма признали самой древней, которая появилась задолго до подселения в Двуречье шумеров.

Откуда письменность появилась у убаидцев?

Спустя время ученые поняли, что сами убаидцы пришли в Месопотамию из других земель. Когда они достигли устьев Тигра и Евфрата, то уже были носителями высокоразвитой культуры и имели письменность. Ученые сделали вывод, что «прото-письмо» нужно искать где-то в другом месте. Мыслей о том, где находилась точка «икс», не было никаких, поскольку памятники письма более древние, чем письмена Двуречья, нигде не обнаруживались.

Тэртерийские таблички

Археолог Н. Власс во время раскопок культово-религиозного объекта вблизи поселка Тэртэрия (Румыния) обнаружил три маленькие глиняные таблички. Именно они позволили ученым продвинуться в «письменном» расследовании. Провели анализ табличек и обнаружили, что они почти на 1000 лет старше, чем «шумерские», которые находили в Двуречье. И тут вспомнили о культуре «Винча — Винча-Турдаш» в Подунавье, которая была раньше шумеров. В этой цивилизации люди умели писать и читать. На письме использовалось 210 одиночных знаков геометрического типа. Раньше их принимали просто за клейма мастеров, а благодаря табличкам из Румынии стало понятно, что это знаки для написания текста. Таким образом, древнейшей на нашей планете является винчанская письменность.