Запрет на прикосновения на Руси: каких женщин нельзя было трогать

У всех народов есть свои табу — некоторые были порождены религией, а некоторые появились из-за предрассудков. Существовали они и на Руси. Например, было запрещено прикасаться к определенным женщинам.

Сейчас известно, что любые прикосновения это обмен энергетикой, а тогда — люди что-то такое подозревали, но объяснить не могли, поэтому и вводили запреты. Например, любые телесные контакты между представительницами женского пола и мужчинами, которые не находились с ними в прямом родстве (отец, брат), порицались обществом. Исключением был — законный супруг.  К волосам мог прикасаться отец до брака, а затем только муж. Коса имела сакральное значение, поэтому девушку, которая вступала в телесный контакт с чужим мужчиной, называли «распущенной». Это был позор и она уже не могла претендовать на достойный брак.

Не прикасались к старым девам — они были изгоями, над которыми окружающие безжалостно издевались. Также существовало табу на прикосновение к колдуньям — женщинам, которые вступили в связь с нечистой силой. Основанием для подозрений в одержимости бесом могло быть что угодно — даже крупные бородавки или большое родимое пятно. Наиболее диковатые запреты на прикосновения существовали в отношении беременных и женщин в период менструации. К слову, сейчас до сих пор живы отголоски тех табу.

Прикасаться к «нечистому»: беременные, родившие и женщины с менструацией

Язычники боялись менструальной крови и крови во время и после родов — считалось, что она привлекает демонов. У ветхозаветных верующих считалось грехом прикасаться к «нечистому» (Левит 15:24) — женщинам с менструацией или лохиями (кровяными выделениями после родов, которые прекращаются спустя 5-6 недель).

На Руси тоже естественные физиологические состояния были окутаны предрассудками со всех сторон — прикасаться нельзя, заходить в церковь нельзя, сексуальные отношения в это время тоже были строго воспрещены. Священнослужителям следовало избегать менструирующих женщин любой ценой под страхом осквернения.

Русская Церковь имела особо строгие правила относительно женской «нечистоты». Женщин отправляли рожать в бани, чтобы они не осквернили дом, в котором живут. Никто не имел права выйти из бани или войти в нее, пока священник не прочтет очистительную молитву из Требника.

Женщина в период менструации не должна была участвовать в засолке капусты или сала, замешивать тесто, готовить ритуальные и праздничные пироги (например, свадебный каравай или пасхальный кулич).

Первая попытка снять табу на прикосновения к менструирующим и родившим женщинам

В Протоевангелии Иакова сказано, что Пресвятой Деве позволили жить в храме до двенадцати лет, после чего она была обручена с Иосифом и отправлена жить в его дом, чтобы не осквернила святилище Господа. Ситуацию попробовал изменить Иисус Христос. Во-первых, он стал проповедовать, что осквернить человека могут только злые намерения, которые исходят из сердца (Марка 7:15), а никак не прикосновение к менструирующей женщине. Таким образом, категории «чистоты» и «нечистоты» были перемещены в область совести из сферы естественных физиологических процессов.

Во время шествия к дому Иаира женщина, страдавшая кровотечением, решила тайно прикоснуться к одеждам Христа, поскольку прямо подойти и просить об исцелении ей было запрещено (тогда женщина с кровотечением считалась нечистой, а вместе с ней и место, где она сидела, и постель, где лежала, и люди, которые к ней прикасались). Иисус не упрекнул женщину в поступке, а похвалил перед всеми, чтобы и другие не боялись подражать ей (Матфея, 2:20-22).

Удалось ли побороть предрассудки относительно прикосновений?

До сих пор существует стереотип о нечистоте родившей женщины и женщины в период менструации. В Требнике Русской Православной Церкви до сих пор есть фраза — «очистить мать от скверны…» — с такой просьбой обращаются к Богу в первый день после рождения ребенка. И далее продолжается «и прости рабе твоей… и прикоснувшымся ей».  Только через 40 дней после родов матери разрешается прийти в храм и при этом священник должен произнести «очисти от всякаго греха, и от всякия скверны …омый ея скверну телесную, и скверну душевную, во исполнении четыредесяти дней…».

Получается, что кровяные выделения, которые появляются после вагинальных родов или кесарева сечения и длятся примерно 40 дней, являются причиной физической и душевной «нечистоты» (скверны) женщины. До сих пор считается, что менструация делает женщину не совсем чистой «и душой, и телом», поэтому ей нельзя приходить в церковь, чтобы не осквернить через прикосновение там что-либо, а уж об участии в таинствах и речи не идет…

Комментарии

Ваше мнение

Выбор редакции