Как был сотворен мир и кто его сотворил, знали древнерусские волхвы

У мудрецов Древней Руси был свой взгляд на сотворение мира — этот аспект рассматривался с позиций язычничества. А как иначе? Христианство ведь тогда еще не завезли, так что волхвы оперировали привычными категориями.

В  «Сказании о построении града Ярославля» было особое местечко — прямо от места слияния Волги и Которосли начиналось древнее прибежище речных пиратов, которое назвали селище Медвежий Угол. Не нужно говорить, что в языческие времена жизнь в этом углу бурлила мощно. «И сие бысть селище рекомое Медвежий угол, в нем же насельницы человецы поганыя веры — языцы, зли суще. И вельми страшно место сие бысть: зане оные человецы живяше точию по своей воли, яко мнози и грабления и кровопролития верным твориша».

Но потом быстро пришел князь Ярослав (который Мудрый) и категорически посоветовал принять веру христианскую. То, что он услышал в ответ от медвежьеугольцев, можно назвать непарламентскими выражениями. Однако князь проявил такие чудеса личной отваги и мужского характера, что разбойничье племя язычников Медвежьего Угла запросило пощады.

Вот так и получилось, что на Руси появился свой мир — новый. Мудрый Ярослав заложил рядом с пиратским селищем город. Более того, нарек своим гордым именем, лично воткнул крест на месте будущего храма пророка Ильи. Но всё равно еще много лет и как минимум одно поколение жителей Медвежьего угла поклонялись язычникам. Втайне, но возносили молитвы и жертвы своему богу Волосу.

Засуху от Медвежьего Угла отвел господь

Буквально год спустя случилась жестокая засуха, и волхв Медвежьего Угла был бессилен. Тут священник Ильинской церкви предложил «нехристям» пари: если заступничеством Богородицы и пророка Илии на землю изольется дождь, вся деревня покрестится в христиан. Сказано — сделано. И как только отслужили молебен, начался ливень.

Бунтовщики Медвежьего Угла собственноручно спалили истукана Волоса. Но похожие инциденты то и дело посещали деревню. Так что позднее нарисовалась уникальная «картина мира», в которой сказано и в «Повести временных лет».

Кто сотворил мир, написано в древнерусской летописи

Народ мордва тоже оставил после себя разные летописи, в них рассказано кто сотворил мир.

Итак, было два бога — добрый Шиньбаз и злой Шайтан. Последний был сотворен в гневе первого, так что доброе и злое начало переплетены. И древний Сатана немедленно предложил приступить к творению всего остального: хоть делом займемся, что тут разговоры разговаривать. Идея превосходная, но исполнение подкачало — это обычная история.

Добрый боженька согласился, предложил Шайтану нырнуть в бескрайнюю воду, чтобы добыть материал для сотворения всего сущего. Глину там,  камни с песком. Получив строительное вещество, оба начали лепить: Шиньбаз на совесть сотворял, а Шайтан как попало. Разумеется, добрый бог постоянно вынужден был поправлять «творения» коллеги.

И когда пришел черед сотворения Человека, заподозривший неладное Добрый Бог оставил недоделанное тело «нулевого человека» под охраной собак. И пока мудрый благочестивый Шиньбаз парился в бане, злой по-своему вложил в Человека душу, наделив ее несовершенствам по максимуму.

Вернувшись из банно-прачечного комплекса, Шиньбас пришел в ужас и гнев от самодеятельности коллеги. Закатив грандиозный скандал, он низвергнул Сатану в ад. А все его творения оставить как есть, что уж теперь. С тех пор повелось:

  • Шиньбаз стал отвечать за созданную им душу (воспаряет после смерти),
  • Шайтан ответствен за тело (плоть гниет и опускается под землю).

Комментарии

Ваше мнение

Выбор редакции