Секретный рецепт. Ученые разгадали тайну красок Рембрандта

Голландские и французские исследователи открыли секретный ингредиент, который Рембрандт Ван Рейн использовал при создании картин в технике импасто.
Для создания густой пастообразной краски использовался свинцовый минерал под названием плюмбонакрит, пишет Ars Technica.
Как и большинство художников своей эпохи, Рембрандт смешивал свои собственные краски, экспериментируя с рецептами, чтобы получить различные эффекты. Обычные материалы включали в себя свинцово-белый пигмент (образуется в результате коррозии металлического свинца) и органические вещества, такие как льняное масло. Но никто не знал точного рецепта, который мастер использовал для создания эффекта импасто.


Impasto – приём в живописи в виде густой, сочной накладки красок для усиления эффекта света и фактуры. Он представляет собой нанесение краски на холст очень толстыми слоями. Обычно это делается масляной краской из-за густой консистенции и медленному сроку высыхания. Рембрандт использовал этот эффект для изображения складок в одежде или драгоценностей в своих картинах.
Команда французских и голландских ученых взяла образцы из трех полотен мастера: «Портрет Мартина Солманса», «Купание Сусанны» и «Вирсавия» и обнаружила неожиданный ингредиент – довольно редкий минерал плюмбонакрит. Ранее плюмбонакрит встречался преимущественно на полотнах XX века, а самый ранний пример – картина «Стог сена под дождливым небом» (1890) Винсента Ван Гога, которая была написана на два века позже картин Рембрандта.
«Присутствие плумбонакрита свидетельствует о щелочной среде. Исходя из исторических текстов, мы считаем, что Рембрандт добавил окись свинца в масло для этой цели, превратив смесь в пастообразную краску», — говорит Марин Котт, ученый из ESRF, специализирующаяся на сохранении произведений искусства.
Этот вид знаний поможет сохранить работы голландских мастеров для будущих поколений, но необходимы дополнительные исследования.
«Мы работаем с гипотезой о том, что Рембрандт мог использовать другие рецепты, и именно поэтому мы будем изучать образцы из других картин Рембрандта и других голландских мастеров XVII века, включая Вермеера и художников, принадлежащих к кругу Рембрандта», — сказал соавтор работы Аннелис ван Лун, ученый из Рейксмузеума в Амстердаме.

Комментарии

Ваше мнение

Выбор редакции