Женщина-легенда спасла от смерти 150 детей и стала им «мамой Тоней». За свой подвиг он была удостоена памятника.

Для 150 детей 16-летняя девочка из Туркестанской АССР стала матерью — самым родным человеком. Она спасла их от смерти. На протяжении всей жизни дети сохранили самые теплые чувства к «маме Тоне».

Война началась, когда Токтогон Алтыбасаровой было 16 лет. К началу войны девушка возглавляла сельский совет в селе Курменты. В августе 1942 года в киргизские города и села начали привозить детей из блокадного Ленинграда. В Курменты тоже прибыло 150 детей — голодных, худых, испуганных, изнеможенных, замерзших. Сердце Токтогон Алтыбасаровой сжалось при виде опухших от голода маленьких ленинградцев в возрасте от 1,5 до 12 лет. Многие дети даже не могли идти самостоятельно.

Поступок 16-летней девушки

Токтогон Алтыбасарова понимала, что в тяжелое время ВОВ некому заботиться о детях, эвакуированных из Ленинграда. Поэтому она взяла эту непосильную ношу на себя. Хорошо, что в селе было просторное пустующее здание, которое до войны планировали сделать общежитием. В нем детей и разместили. Люди помогли набить мешки сеном, чтобы ленинградцам было комфортнее — не на голом же полу им спать.

Самый сложный вопрос, который встал перед девушкой, — как прокормить полторы сотни детей в военное время. И она пошла по домам. В каждой семье рассказывала об ужасах блокадного Ленинграда Например, как грузовик с детьми ушел под воду при переезде через Ладожское озера — тогда еще долго на поверхность всплывали детские шапочки… Упоминала Токтогон и о 4-летней Вале, которая сидела рядом с телом умершей мамы и не понимала, что произошло, и о других детях, которые прошли через ужас блокады и чудом спаслись, приехав в их село.

Переломный момент

Токтогон Алтыбасарова провела колоссальную работу с населением и это принесло свои плоды — люди стали давать еду. Кто что мог и сколько мог — делились молоком, свеклой, сыром, картофелем, кумысом. Для детей настоящим праздником было, когда «мама Тоня» приносила им печеную тыкву — через много лет они вспоминали, что она была вкуснее любых кондитерских изделий. В итоге каждая семья, которая жила в селе, взяла шефство над несколькими ленинградцами. Кто-то присматривал сразу за тремя детьми, кто-то мог помочь только одному ребенку, но в итоге — все приезжие ребятишки были сыты и одеты — у каждого имелась своя телогрейка и вязанные носки.

Новая забота

Когда более-менее наладили «быт» у «мамы Тони» появилась другая проблема — документы. Только у некоторых детей-блокадников они были. Малышам пытались в Ленинграде повесить на руку бирки с написанным именем, фамилией и датой рождения, но во время дальней дороги до Иссык-Куля далеко не все записи сохранились. Токтогон Алтыбасарова сама организовала процесс подготовки документов.

Дети называли спасительницу «мамой Тоней». Девушка в свои 16 лет не просто их кормила и одевала, но обеспечила материнские внимание, любовь и тепло.

Спустя годы Токтогон Алтыбасарова рассказывала, что каждого ребенка любила, как своего. На протяжении всей жизни она получала письма от воспитанников. К слову, у самой женщины-легенды из Киргизии было восемь родных детей, 23 внука и 13 правнуков. Умерла она 11 июня 2015 года в родном селе.

Выбор редакции