Сигналы растений и защита от паразитов

В Пенсильванском университете провели серию экспериментов, целью которых была проверка возможности обмена информацией между растениями. В результате экспериментов было установлено более интересное явление – растения способны передавать химические сигналы не только друг другу, но и представителям совершенно других сообществ.

Никакой мистики и тайных взаимодействий здесь нет. Сигнал – это не обязательно речь или текст, в качестве сигнала может использоваться присутствие какого-нибудь вещества с определенными свойствами.

У растения американский золотарник есть насекомое вредитель, которое откладывает яйца в ткани растения. В ходе эксперимента стебли растения обработали феромоном – сигнальным веществом самца мушки-вредителя, оставив часть растений необработанными. И выяснилось, что самки мушки принялись откладывать яйца в растения контрольной группы, от которых не исходил запах феромона.

Более детальное исследование показало, что обработанные растения, обнаружив присутствие феромона вредителя, выделили в свои ткани ядовитые для мушек вещества, а мушки это почувствовали и предпочли перенести яйцекладку на ничем не пахнущие растения.

Еще более интересным оказалось, что через некоторое время ядовитое для вредителей вещество оказалось в растениях контрольной группы. Произошло ли это в результате отложения яиц паразитов или потому, что другие растения передали сигнал о присутствии паразитов, еще предстоит выяснить.

В ходе более ранних исследований было установлено, что растения способны передавать сигналы и насекомым, например, они начинали издавать запахи, привлекающие насекомых, которые сами паразитируют на вредителях, что освобождало растения от присутствия вредителей.

Такие исследования обычно приносят не только практическую пользу – позволяют выявить вещества для воздействия на поведение насекомых или растений, но и вносят серьезный вклад в понимание процессов, протекающих в сложных экосистемах, обуславливающих связь элементов этих систем.