Еще одна планета у дальней звезды

Открытие экзопланет стало на поток. Появление новых методов наблюдения выявило возможность обнаруживать планетные тела у звезд, более того, даже получать некоторые подробности об обстановке на этих планетах. НАСА сообщило о еще одном открытии – на сей раз обнаружена самая малая планета из находящихся вне Солнечной системы. «Кеплер-37b» названа именем астронома, сформулировавшего один из фундаментальных законов движения планет вокруг звезд. Расстояние до небольшой звезды в созвездии Лиры составляет около двухсот световых лет, вокруг нее вращается темное тело размером менее Луны. Рядом с планетой заметны два объекта, скорее всего, ее близнецы. Предположительно, температура на ее поверхности составляет 400-450 градусов по шкале Цельсия.

Зная параметры звезды, расстояние до экзопланеты, период ее обращения, можно с достаточно высокой вероятностью говорить об условиях, которые существуют на ее поверхности. Интерес к экзопланетам обусловлен реальными поисками ответа на вопрос о возможности существования жизни вне Земли. На сегодняшний день обнаружено множество планет с потенциально хорошими условиями для развития жизни, но даже вблизи Земли, на Марсе, не найдено надежных доказательств ее существования. Наука не любит работать с необоснованными размытыми предположениями, поэтому исследователи предпочитают следовать путем «наращивания вероятности» — чем больше планет найдется, тем больше шансов встретить обитаемую.

Малая планета расположена ближе к своей звезде, чем расположен по отношению к Солнцу Меркурий, а это означает высокий разогрев ее поверхности. Для возникновения жизни необходима жидкая вода, что проблематично при такой температуре. Второе условие – наличие стабильного магнитного поля, обеспечивающего защиту от жесткого космического излучения и ультрафиолета. Оно возможно при наличии металлического ядра планеты. Третье – стабильность орбиты и не слишком высокая частота вращения, что дает равномерный прогрев и смену дня и ночи.

Найти планету с этими условиями можно, тщательно просеивая галактику в направлениях от центра, так как близость к скоплению звезд в центре образования делает невозможным развитие жизни в привычном для нас понимании. Удаление от центра означает отсутствие тяжелых элементов, что тоже блокирует развитие жизни. Сочетание всех перечисленных и еще массы условий — крайне редкое явление.