Гигиена и человечество идут рука об руку вот уже не одну тысячу лет. Люди давно заметили, что чем хуже с гигиеной, тем слабее человек: эпидемии чумы в Средние века сильно повысили планку санитарно-гигиенических норм во многих странах. В том числе, в России. Но у нас самыми нетерпимыми к «нечистым» людям оказались старообрядцы. Их понятия о чистоте в быту не ограничивались чисто физическим аспектом.
Старообрядцы были не просто сектой, а общностью людей с выстроенной веками философией, фундаментом которой была нравственная чистота. Эти удивительные люди не делали разницы между моральной и физической нечистоплотностью, поэтому в домах у каждого была особая посуда — т.н. «поганая кружка» — для подозрительных субъектов. Кто входил в их число?
Гигиена староверов не ограничивалась плотским аспектом
Для любого старообрядца погань была поганью. Слово это пришло из времен язычества, и староверы клеили этот ярлык ко всему, не соответствующему старым церковным обрядам. А чужие люди — они и есть чужие, так что для незнакомцев приберегалась особая посуда.
Весь мир для верующего в старые обряды — это грех, и только их вера — истина в высшей инстанции и безграничная чистота. Так что если язычник или иноверец попили из спецчашки, посуда тут же уничтожалась. Или мыли начисто и отмаливали над ней грех.
Еретики и грешники были врагами старообрядцев
Аскет начала IV века Кирилл Иерусалимский уверял староверов, что если монофизит, армянин и христианин пустятся в долгий путь, то истинно верующему нужно быть острожным и не пить из посуды такого еретика. Даже молитва не поможет очистить посуду от приклеевшейся к ней намертво ереси. А она же заразна…
Грешник и отлученный от церкви тоже не могли пить из приличной посуды, их ждала «поганая кружка». Для старообрядца любое отступничество было сродни греху, а весь мир, кроме староверов, и был сущим грехом. Уничтожая нечистую посуду после еретика, старообрядцы вспоминали пламенного борца с ересями Иоанна Златоуста, который считал врагами Христа всех, кто пьет и ест с еретиками. Это были «идолопоклонники», которым вход в церковь был заказан. Запрещен, то есть.
Чужаков староверы не любили
Старообрядцы считали весь мир юдолью греха, поэтому чужаку или путешественнику светила лишь ненужная посуда, которую потом уничтожали. Поступали так, чтобы не дай Бог заразиться бесами из той недоброй части мира, которая не проповедует старые обряды христианства.
Даже похожие секты были виноваты во всех смертных грехах, несмотря на исповедуемое православие.
«Из одной посуды не едят, как не едят с австрияками, с рябиновцами (другая община староверов) и вообще с представителями всякого другого толка». А посуду, из которой «хлебал» человек иной веры, обязательно моют «проточной водой», — написано у историка Зеленина.