Автопроизводители против безопасности: почему спасающие жизни технологии не становятся стандартом?

Автоматическое торможение может спасти

Технологии, способные спасать жизни, уже существуют и даже устанавливаются на некоторые автомобили. Однако крупные автопроизводители активно сопротивляются тому, чтобы сделать их стандартным оборудованием. Причина, как всегда, кроется в деньгах.

История сопротивления инновациям

На протяжении как минимум 100 лет автопроизводители придерживались одной и той же стратегии: они сопротивлялись нововведениям, отказывались признавать их необходимость и обходили правовые нормы, пока их не заставляли внедрять изменения.

Начиная с 1920-х годов, когда производители отвергли предложения по ограничению скорости, и заканчивая публикацией книги юриста Ральфа Нидера «Небезопасно на любой скорости» в 1965 году, которая привела к созданию Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA) в США, автопроизводители, за исключением Volvo, редко добровольно внедряли технологии безопасности.

Новое правило и сопротивление автопроизводителей

17 января одна из крупнейших лоббистских групп в автомобильной промышленности подала иск с требованием отменить правило, согласно которому автоматическое экстренное торможение (AEB) должно стать обязательным для всех автомобилей. По оценкам NHTSA, это спасло бы не менее 362 жизней в год. Группы по безопасности на дорогах считают, что потенциальное число спасенных жизней может быть гораздо выше — возможно, десятки тысяч.

Производители автомобилей утверждают, что соблюдение этого правила будет практически невозможно. Однако эксперты по безопасности дорожного движения опровергают эти заявления, обвиняя автопроизводителей в нежелании внедрять технологии, которые могут спасать жизни.

Проблема безопасности на дорогах в США

Согласно декабрьскому отчету ОЭСР, американцы значительно чаще погибают в дорожно-транспортных происшествиях, чем жители других развитых стран. Уровень смертности на душу населения в США в три раза выше, чем в Ирландии, Норвегии, Великобритании, Германии или Японии.

Что предусматривает новое правило?

Новое правило, известное как Федеральный стандарт безопасности транспортных средств 127 (FMVSS 127), было принято в июле прошлого года. Оно дает автопроизводителям четыре года на оснащение всех легковых автомобилей и легких грузовиков передовой технологией автоматического экстренного торможения. Эта система должна автоматически активировать тормозную систему, если водитель этого не сделает.

В отличие от европейских стандартов, которые вступили в силу в 2022 году, американское правило гораздо строже. Оно требует, чтобы технология работала на более высоких скоростях, в темное время суток и была стандартной, а не дополнительной опцией.

Почему автопроизводители против?

NHTSA начала тестировать системы автоматического торможения еще в 2010 году и почти сразу включила их в список «рекомендуемых передовых технологий». Однако только сейчас они стали обязательными.

По оценкам NHTSA, внедрение технологии AEB обойдется в 354 миллиона долларов. Производители автомобилей утверждают, что реальные затраты будут выше, и не скрывают, что это правило сократит их прибыль.

В связи с этим Альянс за автомобильные инновации, представляющий интересы таких гигантов, как Ford, General Motors, Stellantis, Hyundai, Volkswagen и Toyota, подал иск в апелляционный суд с требованием заблокировать FMVSS 127.

Общественные интересы прежде всего

Эксперты и активисты считают, что новое правило имеет огромный потенциал для сокращения расходов на аварии. По их подсчетам, оно может сэкономить до 7,26 миллиардов долларов в год за счет снижения затрат, связанных с серьезными дорожно-транспортными происшествиями.

Группы безопасности надеются, что президент Трамп не поддержит просьбу Альянса. Они напоминают, что автомобильной промышленности в конечном итоге придется принять это правило, как и все предыдущие инновации в области безопасности, несмотря на первоначальное сопротивление.

Почему это важно?

Технологии автоматического торможения уже доказали свою эффективность в снижении числа аварий и спасении жизней. Однако их внедрение в качестве стандарта сталкивается с сопротивлением со стороны автопроизводителей, которые ставят прибыль выше безопасности.

Этот конфликт поднимает важные вопросы о приоритетах в автомобильной промышленности и роли государства в регулировании безопасности. Если новое правило будет принято, оно станет важным шагом на пути к снижению смертности на дорогах и повышению стандартов безопасности для всех водителей.

Что дальше?

Будущее правила FMVSS 127 остается неопределенным. Однако ясно одно: борьба за безопасность на дорогах продолжается. Вопрос в том, смогут ли автопроизводители поставить общественные интересы выше собственной прибыли, или же их сопротивление приведет к задержке внедрения жизненно важных технологий.

В конечном итоге безопасность на дорогах — это не только вопрос технологий, но и ответственности. И если автопроизводители не готовы взять на себя эту ответственность добровольно, возможно, пришло время заставить их это сделать.

Выбор редакции