Глобальное исследование, заказанное Международной конфедерацией обществ авторов и композиторов (CISAC), предупреждает о серьезных последствиях для работников музыкальной и аудиовизуальной индустрий из-за бурного роста генеративного искусственного интеллекта (ИИ).
Исследование, проведенное агентством PMP Strategies, предполагает, что в ближайшие четыре года сотрудники музыкальной сферы могут потерять до 25% своих доходов. Это связано с увеличением использования ИИ для создания музыки, что снижает спрос на творческую работу людей.
Также стоит отметить, что падение доходов затронет и работников аудиовизуального сектора, сокращение доходов составит более 20%. К 2028 году рынок генеративного ИИ вырастет с нынешних трех миллиардов до прогнозируемых 64 миллиардов евро в год. Этот рост, конечно, обогатит крупные технологические компании, однако для творческих людей такая ситуация может иметь катастрофические последствия без должной защиты их авторских прав и роялти.
Президент CISAC Бьорн Ульвеус, известный музыкант и бывший участник группы ABBA, выделил Австралию и Новую Зеландию как ведущие страны в разработке политики по защите творческих людей от угрозы, исходящей от ИИ. Он подчеркивает, что искусственный интеллект должен быть инструментом, способствующим творчеству, а не заменять его. Ульвеус отметил, что правильно выстроенная политика может гарантировать творческим людям их права и доходы.
Однако исследователи предупреждают, что с текущими нормативными рамками авторы сталкиваются с двумя основными проблемами. Во-первых, это незаконное использование их произведений для создания контента ИИ. Во-вторых, это риск того, что произведения, созданные ИИ, могут стать конкурентом для творчества людей. Без должного регулирования искусственный интеллект может нанести значительный ущерб карьере творцов и их финансовому положению.
В отчете также прогнозируется, что к 2028 году генеративная музыка с использованием ИИ будет составлять около 20% доходов традиционных платформ потоковой передачи музыки, таких как Spotify, и до 60% доходов платформ нового поколения. Этот рост приведет к тому, что музыкальные произведения, защищенные авторским правом, будут воспроизводиться без соответствующих лицензионных соглашений, что приведет к убыткам для создателей контента.
Не останутся в стороне и создатели аудиовизуальных материалов. Переводчики, монтажники, мастера дубляжа и специалисты по субтитрам, по оценкам, могут потерять до 56% своих доходов. Риск для сценаристов и режиссеров составит 15-20%.
Анхелес Гонсалес-Синде Рейг, вице-президент Конфедерации ассоциаций кинематографистов и сценаристов, подчеркивает, что ИИ может быть полезным инструментом для кинематографистов, но есть огромная обеспокоенность по поводу монетизации ИИ, что может привести к игнорированию прав авторов. Она говорит, что необходимо разработать этически обоснованную политику, которая ставит права создателей на первое место.
Исследование подчеркивает необходимость создания такой политики, которая будет сочетать экономическую целесообразность с этическими нормами и обеспечит защиту прав творческих людей в эпоху генеративного ИИ.