Что внесла Айседора Дункан в современную школу танца?

Айседора Дункан запала в исторический пласт благодаря двум аспектам: а) желанию эпатировать публику, б) замужеству с Сергеем Есениным. Если рассматривать личность Дункан как танцовщицы, становится понятно, что о новой школе и радикальных трансформациях речи не идет. Но если абстрагироваться от профессионального поприща, Айседору нужно поблагодарить за поддержку молодых талантов. Американская артистка совершенно искренне поддержала советского поэта — вот так в паре они вошли в историю. Трагические личности.

Уже в юности Айседора Дункан поняла отчетливо, что важнейшим из всех искусств является эпатаж. Не суть важно кто ты: художник или модельер, танцовщик или жиголо. Эпатируй! И тебя всегда ссудят. Иными словами, юная Дункан интуитивно прочувствовала суть капитализма и не стала противиться этой всепоглощающей силе.

Учитывая происхождение Айседоры (состоятельная американская семья с папой-финансистом и мамой-домохозяйкой) и неровное благосостояние Дунканов (неизбежное банкротство, затягивание поясов на долгие годы, развод родителей), в семью она не верила. Оставалась вера в собственные силы. Так что подросток зарабатывал уроками танцев, обучая отпрысков богатеньких семей, своих сверстников.

Почему Айседора решила, что она может давать уроки танцев?

Это Америка, и там можно всё — если девочка-подросток умела убедить взрослых людей в своей возможности делать что-либо, она молодец.

Странные танцы

На самом деле у Айседоры был слух, но абсолютно никакого танцевального образования. Слух и пластика — вот чем девушка пробивалась в жизни. В юности Дункан немало поскиталась по театральным труппам Америки, нигде не находя себя. Всем ее манера танца казалась дикой, странной, сырой — непрофессиональной, и это была сермяжная правда. Откуда взяться технике, если её Айседора никогда не знала?

Попытки брать уроки у высококлассных балерин своего времени вроде Анны-Марии-Фелиситы Бонфанти не увенчались успехом: преподаватель осознала, что лепить из взрослой девушки танцовщицу нельзя. Не сумев покорить родные Штаты, Ася отправилась искать счастья в Европе, в 1898 году она всплыла в Великобритании.

Там она перепридумала себя, намерив образ античной танцовщицы со свободными движениями и туникой в качестве костюма. Принцип «Голь на выдумки хитра» стал принципом жизни Дункан в Лондоне.

Камерные выступления в гостиных лордов денег не приносили, но разносили славу нестандартного дарования. И вскоре Луи Фуллер, бывшая звездой в мире балета, приглашает Айседору в совместный проект. Девушки застолбили территорию новаторства: махали крыльями под классическую музыку, импровизируя движения. При этом использовались разные поддувания, чтобы костюм красиво развевался, и химические соединения, чтобы он эффектно люминесцировал. Хореографии там кот наплакал, но народу нравилось! Спецэффекты  — великая вещь.

Европейская слава Айседоры

Уже в 1902 году Фуллер и Дункан предприняли тур по Европе, и Дункан стала известна как самобытная танцовщица. Махая белою ногой и поражая публику обилием плоти, Айседора «основала» новый стиль. Она не просто танцевала как бог на душу положит, она (как оказалось!) создала школу нового танца.

Дальше — больше. Дункан, у которой образования не было вообще, села писать книги, где формулировала свои танцовщические идеи. Людям нравилось отчаянно — они косяками поступали в открываемые Асей школы танца. В 1921 году она очутилась в советской России, где был просто рай для свободомыслящих артистов. И поскольку красота Дункан была уже на ущербе, она с радостью соглашалась на любые предложения.

Сергей Есенин, находясь в состоянии едва ли не постоянного алкогольного опьянения, предложил ей замуж. Американка долго сопротивлялась первые пять минут, а потом стала его женой. Советский период жизни и творчества закончился быстро: школу Айседора создала, но долго та не протянула. В России было полно высококлассных мастеров классического танца и балета, так что халтурщики вроде Дункан быстро закрывали свои лавочки.

Трагедия жизни Айседоры

Рассматривая профессиональную сторону жизни Дункан, мы не стали заострять внимание на ее семейных перипетиях. А они были. Например, смерть маленького сына, разводы и обиды на мужчин. Да и смерть Есенина в 1925 году сильно повредила ее сознание.

В один из осенних вечеров 1927 года в Ницце Айседора решила прогуляться на свежекупленном авто. Новая эпоха, новый шик. Стояла прохладная погода, подруга Мария Дести предложила набросить плащ. Но Айседора отказалась, выбрав длинный эффектный шарф из шелка, расписанный русским художником Романом Чатовым.

Железный конь тронулся, шарф сперва красиво развевался, а потом намотался на колесо машины, выкинув Айседору на дорогу и буквально оторвав ей голову на полной скорости. Танцовщицу кремировали и похоронили во Франции, рядом с детьми.

Школа ее танца выжила. Техника танца, которую она создала, используется и сегодня: примитивизм с завидным упорством пробивает себе дорогу. Так что же внесла Айседора в современную школу танца? Практически ничего, кроме силы воли и нечеловеческого трудолюбия — это тоже достойно уважения, не каждый так сумеет.

Комментарии

Ваше мнение

Выбор редакции