На урожайность растений влияют микроорганизмы?

Население земли неуклонно растёт, а значит и перспектива продуктового дефицита становится все более реальной. Глобальные изменения климата приводят к тому, что традиционный способ выращивания культур не может удовлетворить взрастающие запросы, поэтому нетрадиционные технологии как никогда становятся актуальными для разработки. Один из таких примеров, это использование симбиотических микроорганизмов, вместо уже ставших традиционными генетической модификации и селекции.

Этой весной, на рынке должен появиться первый продукт подобного рода от компании Adaptive Symbiotic Technologies, представляющий собой смесь грибков энодофитов, способствующих улучшению роста сельскохозяйственных культур. Данной смесью планируется обрабатывать семена риса и кукурузы, что не только повысит урожайность, но и позволит снизить потребление влаги. Сейчас, биологи предлагают использовать вместо поиска и последующего внедрения какого-то одного гена, чтобы придать растительной культуре новое качество, интегрировать в неё множество взаимодействующих между собой генов, по аналогии с симбиотическими грибками.

Конечно, никто не спорит что генетика или селекция могут вывести сорта способные выстоять в условиях недостатка влаги, однако эти процессы чересчур медленные. Хотя на генетику и делалась ставка в плане ускорения, тем не менее, за последние десять лет в США, получена таким способом только одна культура – сорт кукурузы DroughtGard.

В то же время, симбиоз растений и микробов известен довольно давно и как пример разновидности грибков, обитающие совместно с овсяницей и могущие вызывать болезни скота, также было обнаружено что на территории Новой Зеландии, некоторые виды трав живущих в симбиозе с эндофитами, могут противостоять атакам насекомых. Благодаря такому открытию, на рынке газонной травы появились специальные смеси содержащие эндофиты препятствующие вредителям и абсолютно безвредные для животных.

Именно этот подход сегодня многие исследователи и стараются внедрить в производство продовольственных культур, благодаря чему и появилась смесь BioEnsure, испытания которой проведены ещё в прошлом году, во время сильнейшей засухи на полях штата Мичиган. В результате её использования урожайность возросла до 85%, а в количественном отношении, количество проросших семян возросло в пять раз при понижении приземной температуры до 5 градусов. Посаженная кукуруза потребовала в три раза меньше влаги, в то время как такой же показатель у риса снизился на 50 процентов, зато урожайность поднялась всего на 5%. В настоящее время безопасность данного препарата уже полностью подтверждена независимым тестированием и он одобрен профильным министерством США для промышленного использования.